Каролингское возрождение (РИЭ, 2020)

КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (каролингский ренессанс) — мощный культурный подъем, происходивший с конца VIII по конец IX века во Франкском королевстве в правление династии Каролингов. Расцвет наблюдался в изобразительном искусстве, архитектуре, музыке, научных штудиях и образовании, но прежде всего в латинской словесности. Термин Каролингское возрождение введен в научный оборот в 1-й трети XIX века (Ж.-Ж. Ампер) и поначалу относился только к литературе. Всестороннее изучение явления началось сто лет спустя (Э. Патцельт, П. Леманн, Ф.-Л. Гансхоф). Сегодня Каролингское возрождение рассматривают в контексте общего культурного развития раннесредневековой Европы (X. Фихтенау, П. Рише, П. Шрамм, Д. Тромпф), обращая особое внимание на его религиозную и политическую составляющую (В. Ульманн, К. Морриссон, И. Флекенштайн, Д. Контрени, Р. Маккиттерик, Б. И. Ярхо).

В основе Каролингского возрождения лежали потребности королевской власти в области государственного строительства, а именно создание христианской империи, наследницы Рима и последнего царства в земной истории человечества. В таком эсхатологическом контексте забота государя о подданных предполагала прежде всего утверждение их в христианской вере. Для этого требовалась армия хорошо образованных священников, но в начале 780-х годов таковых было ничтожно мало. В «Письме об усердном насаждении грамотности» (787) епископам и аббатам Карл Великий рекомендовал отбирать мужчин, которые имели способности и желание учиться, а впоследствии учить других. А знаменитый капитулярий «Всеобщее увещевание» (789) обязывал повсеместно открывать школы при церквях и монастырях, чтобы там учились не только клирики, но и все желающие. В последующие десятилетия на многих церковных синодах в обязанности епископам вменялось регулярное проведение занятий по латыни и литургике для клириков своих диоцезов.

Образцовая школа была создана при королевском дворе. Преподавать в нее приглашали лучших эрудитов того времени. В 780-х годах здесь трудились итальянцы Петр Пизанский, Паулин Аквилейский и Павел Диакон. В 790-х годах — выходцы с Британских островов Дикуйл, Клемент, Дунгал и Алкуин. Ими были составлены учебники по разным дисциплинам, так называемым свободным искусствам, которые составляли основу школьного образования со времен поздней Античности. Последние делились на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, музыка и астрономия). Иностранцев приглашали и позже. Но в целом с конца VIII века основными носителями каролингской культуры стали хорошо образованные франки. 

В IX веке двор оставался главным очагом культуры, средоточием лучших умов. Но наряду с ним значительную роль начали играть ведущие монастыри (Сен-Дени, Фульда, Лорш, Райхенау, Санкт-Галлен, Сен-Медард, Мармутье, Корби, Ферьер й др.) и центры епархий (Реймс, Мец, Лаон, Орлеан, Майнц, Трир, Кельн, Утрехт и др.).

В рамках глобальных образовательных задач первостепенное внимание уделялось латыни — языку Библии и христианской литургии. Изучение умирающего языка пробудило интерес к латинской словесности. С одной стороны, это выразилось в разыскании, изучении и тиражировании сочинений практически всех известных сегодня римских писателей. С другой — в самостоятельном литературном творчестве с опорой на лучшие образцы римской прозы и поэзии. От IX века до нас дошли произведения таких блестящих латинистов, как Алкуин, Теодульф Орлеанский, Ангильберт, Эйнхард, Валафрид Страбон, Госдескальк, Эрмольд Нигелл, Луп Ферьерский, Седулий Скот, Иоанн Скот Эриугена, Ноткер Заика и др. Стремление к тому, чтобы как можно точнее понимать божественное слово, потребовало унификации текста священных книг. Инициированная Карлом Великим работа постепенно привела к накоплению ценного опыта в области критического издания текстов, но также и к реформе письма. На смену многочисленным и зачастую малопонятным позднеантичным, меровингским и островным шрифтам пришел чистый, ясный и очень красивый каролингский минускул. Считается, что он зародился в скриптории Корби в 780-х годах. Широкое распространение грамотности среди каролингской элиты и развитие книжного дела привели к появлению сотен библиотек, причем иные частные собрания не уступали фондам крупных монастырей.

Издание книг, прежде всего религиозных, сопровождалось бурным развитием книжной миниатюры — основного вида живописи в каролингскую эпоху. Из художественных мастерских Реймса, Тура, Сен-Дени, Меца, Санкт-Галлена вышли десятки выдающихся иллюминированных кодексов — Библии, Евангелия, Псалтыри, Сакраментарии. В IX веке существенно изменилась художественная техника. Каролингские мастера с успехом освоили традиции реалистического позднеантичного искусства, используя прямую перспективу и правильные пропорции, наделяя художественные образы динамикой и подлинным драматизмом. Однако, в отличие от своих предшественников, они превратили книжную миниатюру в самостоятельный нарратив, существующий независимо от текста и параллельно с ним. Таков иллюстративный ряд в Утрехтской Псалтыри, Библии Вивиана, Псалтыри Карла Лысого, Библии Сан Паоло фуори ле Мура и других кодексах. К числу оригинальных достижении эпохи также можно отнести стремительное развитие книжного инициала и его соединение с нарративной миниатюрой. Почти ничего нельзя сказать о каролингской круглой скульптуре. Это направление в искусстве оставалось не развитым из-за стремления правящих элит дистанцироваться от обвинений в идолопоклонстве. Статуэтка «Карл Великий на лошади» из сокровищницы Меца — редкий памятник такого рода. Напротив, каролингская архитектура, пусть и плохо сохранившаяся, показывает огромный интерес франкских строителей к античному наследию. К числу наиболее выдающихся памятников эпохи относятся октагональная церковь Св. Марии в Аахене, ворота монастырского атриума в Лорше, ораторий в Жерминьи-де-Пре и базиликальная церковь Св. Георгия на Райхенау. Каролингские мастера не только воспроизводили античные образцы, но и привнесли немало нового. Например, подарили Средневековью западную апсиду в церкви и укрепленный башнями вестверк. Унификация литургии обусловила кодификацию церковно-певческой традиции. Окончательно оформлен григорианский хорал. Наряду с этим возникли новые музыкальные жанры — секвенции, тропы, литургическая драма с элементами полифонии. К началу X векка на фоне резкого ослабления франкской государственности каролингская культура приходит в упадок. Сокращается количество и ухудшается качество литературной продукции, замирает работа скрипториев и художественных мастерских, закрываются школы, падает уровень грамотности.

A.M. Сидоров.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 8. М., 2020, с. 215-217.

Источники:

Памятники средневековой латинской литературы VIII—IX века. М„ 2006.

Литература:

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего средневековья. СПб., 2000; Сидоров А. И. Отзвук настоящего. Историческая мысль в эпоху каролингского возрождения. СПб., 2006; Ярхо Б. И. Поэзия Каролингского Возрождения. М., 2010; Brown G. The Carolingian Renaissance // Carolingian Culture: Emulation and Innovation. Cambridge, 1994. P. 1—51; Guerreau-Jalabert A. La «Renaissance carolingienne»: Modeles culturels, usages linguistiques et structures so- ciales // Bibliotheque de L'Ecole des Chartes. 1981. № 139. P. 5-35; Hubert J., Porcher J., Volbach W. The Carolingian Renaissance. New York, 1970; Nelson J. L. On the Limits of the Carolingian Renaissance // Renaissance and Renewal in Christian History / Ed. D. Baker. Oxford, 1977. P. 51-69; The New Cambridge Medieval History. Vol. 2 (c. 700 - c. 900) / Ed. R. McKitterick. Cambridge, 1995; Renaissances before the Renaissance: Cultural Revivals of Late Antiquity and the Middle Ages / Ed. W. Tread- gold. Stanford, 1984; Trompf G. IV The Concept of the Carolingian Re-naissance // Journal of the History of Ideas. 1973. № 34. P. 3-26.