Фатализм

ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis — роковой, fatum — рок, судьба), мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить три основных типа фатализма. Мифологический, а позднее бытовой, обывательский фатализм понимает предопределение как иррациональную, тёмную судьбу, теологический фатализм — как волю всемогущего божества; рационалистический фатализм (сливающийся с механистическим детерминизмом) — как неумолимое сцепление причин и следствий внутри замкнутой каузальной системы. Первый тип фатализма повсеместно распространён на заре культуры; позднее он выражается в «оккультных» доктринах типа астрологии, оживляется в упадочные или переходные эпохи (поздняя античность, позднее Возрождение и т. д.— вплоть до астрологических увлечений в буржуазном обществе 20 века), подвергается переосмыслению в иррационалистической философии жизни (Шпонглер) и у её эпигонов (Э. Юнгер, Г. Бенн, теоретики фашизма). Теологический фатализм, согласно которому бог ещё до рождения предопределил одних людей «к спасению», а других — «к погибели», получил особенно последовательное выражение в исламе (доктрина джабаритов, 8—9 века), в некоторых христианских ересях средневековья (у Готшалка, 9 век), в кальвинизме и янсенизме; ортодоксальная теология православия и католицизма, утверждающая свободу воли, ему враждебна. Соединение теологического фатализма с рационалистическим наблюдается у Плифона. Рационалистический фатализм в чистом виде характерен для Демокрита, Гоббса, Спинозы и представителей механистического детерминизма (например, учение Лапласа о неограниченной возможности умозаключать обо всех событиях будущего из полного знания о действии сил природы в настоящий момент). Поздний и философски бессодержательный вариант рационалистического фатализма — представление о роковом предопределении человека к преступному поведению его наследственной биологической конституцией (Ломброзо), модное на рубеже 19 и 20 веков. Отвергая любые формы фатализма, марксизм противопоставляет им учение о диалектике необходимости и случайности, о свободе и необходимости в общественно-историческом процессе.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Понятие: