Библия (Ильичёв, 1983)

БИБЛИЯ (от греч. βιβλία, буквально — книги), собрание древних текстов, канонизированное религиозной традицией иудаизма и христианства в качестве «священного писания». Признаваемая тем и другим часть Библии, первая по времени создания и большая по объёму, получила у христиан название Ветхий завет, другая часть, прибавленная христианами и признаваемая только ими, называется Новый завет. За этой терминологией стоит христианское представление, согласно которому «завет» (мистический договор или союз), заключённый богом в древние времена с одним народом (евреями), сменён благодаря явлению Иисуса Христа новым заветом, заключённым уже со всеми народами на условиях более духовного служения. Третья монотеистическая религия — ислам, не принимая в свой обиход ни Ветхого завета (араб. Таурат — Тора), ни Нового завета (араб. Инджиль — Евангелие), в принципе признаёт их святость, почему персонажи обеих частей Библии (например, Ибрахим, т. е. Авраам, Йусуф, т. е. Иосиф, Иса, т. е. Иисус) играют важную роль в исламе, начиная с Корана.

Ветхий завет состоит из памятников древнееврейской литературы 12—2 веков до н. э., написанных на древнееврейском и отчасти арамейском языках. Он делится на три больших цикла: 1) Тора, или Пятикнижие,— 5 хроникально-законодательных книг, приписывавшихся пророку Моисею; 2) Пророки — несколько древних хроник (книга Иисуса Навина, книга Судей, две книги Самуила и две книги Царств, обозначаемые в совокупности в православно-католической традиции как четыре книги Царств), а также собственно «пророческие» сочинения, принадлежащие или приписываемые народным проповедникам 8—5 веков до н. э.— Исайе (труд его был продолжен безвестными последователями, которых условно обозначают в науке как Девтероисайю и Тритоисайю), Иеремии, Иезекиилю и 12 «малым пророкам» (среди них особняком стоит Иона — не автор, но герой новеллистической притчи 5—4 веков), и, наконец, книга Даниила, предваряющая позднеиудейскую и раннехристианскую апокалиптику, т. е. литературу видений о последних судьбах мира, и в сложившемся виде датируемая 2 веком до н. э.; 3) Писания, или Агиографы,— соброрники текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим жанрам (религиозная лирика, объединённая в сборник 150 псалмов, сборник афоризмов — книгу Притчей Соломона, размышления о смысле жизни — книга Иова и Екклесиаста, обработка традиционных свадебных песен — Песнь песней, назидательные новости — книга Руфь и книга Есфирь, хроникальные тексты — книга Ездры, книга Неемии и две книги Паралипоменон). Деление это условно: книга Иисуса Навина из 2-го цикла непосредственно продолжает книгу Исход из 1-го цикла (в связи с чем в библеистике сложился термин «Шестикнижие»), а хроники Паралипоменон из 3-го цикла дублируют по теме книги Царств из 2-го цикла. Христианская традиция, удержанная православием и католицизмом, но отброшенная протестантизмом, восприняла Ветхий завет в составе так называемой Септуагинты (древнегреческого перевода 70 толковников, выполненного иудеями в Александрии ещё в 3—1 веках до н. э.), состав этот расширен сравнительно с древнееврейским каноном за счёт ряда произведений, либо сохранившихся только в переводе с утраченного древнееврейского или арамейского подлинника (например, новеллистические повествования книги Товита и книги Юдифь, дидактическая книга Иисуса, сына Сирахова), либо написанных прямо на древнегреческом — мировом языке эллинистической цивилизации (религиозно-философская книга Премудрости Соломона, датируемая 1 веком до н. э.). Эти произведения принято называть «девтероканоническими» («второканоническими»), протестантская традиция оценивает их как апокрифы.

Новый завет состоит из памятников раннехристианской литературы 2-й половины 1 века и начала 2 века, написанных в основном на греческом языке и дошедших только на этом языке. Это четыре Евангелия (т. е. «благовестия» о жизни и учении Христа), примыкающие к ним Деяния апостолов, 21 послание (поучения в эпистолярной форме), из которых 14 приписываются традицией апостолу Павлу, 2 — Петру, 8 — Иоанну, 1 — Иакову, 1— Иуде (не Искариоту!), и, наконец, Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис,— предсказания о последней борьбе добра и зла в конце мира. Первые три Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки) принято ввиду общности материала называть, в отличие от 4-го (от Иоанна), «синоптическими» (от греч. σύνοψις — совместное обозрение).

Сирийский перевод 2—3 веков (так называемого Пешишта); латинский перевод Блаженного Иеронима (конец 4 века, так называемая Вульгата); армянский и грузинский перевод 5 века; славянские переводы, начиная с перевода Кирилла и Мефодия 9 века; немецкого перевода Лютера и реформатская «Цюрихская Библия» 16 века; английский перевод («Библия Иакова I»), окончательно оформившийся к 1611 году. Русский перевод 1876 года.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.