Евразийский проект

ЕВРАЗИЙСКИЙ ПРОЕКТ - разработанная теоретиками евразийства, русскими философами-эмигрантами в 30-80-е годы XX века, модель будущего российского общества и государства, интегрировавшая их геополитические, экономические, исторические, культурные, религиоведческие, этнографические и лингвистические учения. Методологической основой евразийского замысла стали метафизика всеединства в последнем ее историческом варианте - онтологии триединства Карсавина, усилившей динамическо-диалектическое понимание бытия и позволившей осуществить уникальный духовный синтез, созданное философом на этой базе учение о симфонической личности; идея Савицкого о внутренней способности материи к самоорганизации: мысль Н. С. Трубецкого об идее-правительнице, упорядочивающей действительность и придающей культуре своеобразно типические черты. Осью Евразийского проекта стало утверждение об оригинальном, самобытном историческом пути России-Евразии, вобравшей в себя влияния пространственно-географических, историко- культурных, этно-психологических и др. обстоятельств, особенностей ее месторазвития, В результате должно образоваться государство, охватывающее весь континент - Евразию. Новое об-во, согласно евразийцам, будет представлять собой многонациональное единство народов на сверхнациональной основе единой культуры. При этом отдельные части этого единства не будут растворены в целом или подавлены им, а будут установлены отношения равноправного сотрудничества. На смену стихийного становления государственных и общественных форм придет сознательное планирование и последовательная реализация планов как высшее начало организации государственной и общественной жизни. Евразийцы исходили из того, что на огромной территории России-Евразии перспективы на длительное существование может иметь только хорошо организованная и сильная во всех отношениях государственная власть. Западным либеральным концепциям правового государства противопоставлялась идея «обязательного» или «гарантийного» (Н. Н. Алексеев) государства, основанного на принципах демотии и идеократии, мира и справедливости. Опираясь на органицистский подход к пониманию общества, евразийцы утверждали идею доминации обязанностей в «тягловом государстве», где все элементы социальной структуры общества выполняют роль, заданную целым, постоянно соучаствуют в делах целого, где первостепенную роль играет принцип служения. Гарантийное государство призвано обеспечить осуществление некоторых постоянных целей и принципов, претворение в жизнь национально-государственной (евразийской) идеи, которая есть одновременно и духовно-нравственный идеал всего народа. Указанная идея пронизывает все сферы жизни общества, ее господство абсолютно. Именно поэтому гарантийное государство является также и идеократическим. Оно мыслилось как «союз правды», осуществляющий принцип справедливости, который уравновешивает жизненные интересы различных групп населения с учетом общегосударственных интересов и ценностей, союз, обеспечивающий благосостояние всего общества. Будущее евразийское государство представлялось надклассовым, свободным от одностороннего партийного диктата. Демотия как «органическая демократия» предполагала гармоническое объединение принципов аристократии и  демократии и должна выла обеспечить проведение политики в интересах большинства населения при помощи ведущего слоя - наиболее развитого в идейном и культурном отношении меньшинства. Здесь акцент делается на социальном содержании государства, на участии в общественных и государственных делах всего народа, понимаемого как совокупность исторических поколений, прошедших, настоящих и будущих, как симфонической личности, ее духовной квинтэссенции - «народной воли». Традиционное западное истолкование демократии связывалось евразийцами лишь с формальным принципом политического равенства, равных возможностей участвовать в делах государства. Такая демократия, полагали евразийцы, выражает лишь идею самоуправления народа, народоправство. Она может быть лишь средством у крепления демотического порядка, упрочения государства «общего дела» или демотической идеократии. Сочетание демотии и демократии нашло свое выражение в проекте политической системы будущей России-Евразии, который предполагал объединить личностное начало власти с началом коллективным, реализуемым через систему представительных органов разного уровня (Советов). Евразийский проект предусматривал также развитие очищенного от коммунистического содержания принципа советского федерализма в направлении более широкой автономизации национально-территориальных образований и устранения имевшихся в советской практике, как считали евразийцы, тенденций нивелирования этно-национальных черт культуры субъекта федерации, известного пренебрежения к локальным формам жизни во имя культурной однородности в межнациональных отношениях. Социально-экономический строй будущей России-Евразии отображался евразийским проектом формулой: «ни капитализм, ни социализм». Проект предполагал нечто третье - систему государственно-частного хозяйства на базе функционального понимания собственности. Частная инициатива как творческая основа экономической жизни должна подвергаться государственному регулированию с учетом интересов государственного целого. Реформирование института собственности планировалось осуществить не обычным путем перемены субъекта собственности, а через иное понимание самой природы последней, через изменение отношения собственника и государства. Евразийское государство должно, полагали теоретики движения, обусловить частнопредпринимательскую деятельность соответствием ее общенациональным интересам, поставить перед собственниками вполне определенные социальные требования и тем самым придать институту собственности ограниченный, функциональный характер. Абсолютизация роли государства в жизни общества, а также положительная оценка некоторых элементов советской политической системы вызвала острую критику Евразийского проекта. Оппоненты указывали на «этатический утопизм» (Бердяев), принижение роли отдельного человека, диктат коллективного начала и т. п. В последние годы в литературе подчеркивается оригинальность духовного замысла евразийцев, его известная логичность и последовательность, способность служить ориентиром в поисках Россией своего пути и места во всемирной истории.

В. П. Кошарный

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 183-184.

Литература:

Алексеев Н. Н. Теория государства: теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал. Париж, 1931; Евразийство: декларация, формулировка, тезисы, Прага, 1932; Трубецкой Н. С, Об идее-правительнице идеократического государства и Евразийская хроника, Берлин, 1935. Вып. 11. С. 29-37; Чхеидзе К. А. К проблеме идеократии // Новая эпоха, Идеократия. Политика. Экономика. Нарва, 1933. С. 15-22; Исаев И, А. Утописты или провидцы? Пути Евразии. М., 1992. С, 3-26; Новикова Л. И., Сюемская И. И, Политическая программа евразийцев: реальность или утопия? Н Общественные науки и современность. 1992. № 1. С. 104-109; Boss О. Die Lehie der Eurasier. Wiesbaden, 1961; Пащенко В Я, Идеология евразийства. М., 2000; Семенпт Н. С. Русская философия: софиология, имеславие, евразийство, М., 2012.

Понятие: