Отшельничество

ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО - отказ из религиозных побуждений от общения с людьми. Зачатки отшельничества в первобытном обществе выражались в более или менее продолжительной самоизоляции для «общения с духами». В древности отшельничество как спорадическое явление встречается в иудаизме (эссеи), в практике позднеантичных философских школ (неоплатоники). Более регулярным явлением отшельничество стало в религиях Индии, Китая, Японии и других стран Востока (например, в буддизме, даосизме) и особенно в христианстве. Отшельничество у христиан зародилось в 3 веке в Египте, в значительной мере было вызвано стремлением избежать гонений Римской империи (первый из известных христианских отшельников-анахоретов Павел Фиванский ушел в пустыню от преследований христиан императором Децием (249-251)). С легализацией христианства отшельничество достигло большого размаха как реакция низов на «обмирщение» церкви; церковь умело использовала отшельничество для перевода народного недовольства в безопасное русло. В начале 4 века отшельники стали заселять египетскую пустыню Фиваиду по примеру Антония Великого, Пахомия и других аскетов. В том же веке отшельничество распространилось в Палестине, Каппадокии, Малой Азии, Армении, позднее в Галлии, Испании, Италии. С самого возникновения отшельничества положение отшельника оказалось противоречивым: благодаря ореолу святости он привлекал к себе людей и таким образом оказывался вовлеченным в те самые социальные связи, от которых стремился уйти. Это противоречие ярко проявилось в деятельности столпников, для которых столп (колонна с открытой площадкой, на которой значительное время пребывали столпники) одновременно являлся средством самоизоляции и кафедрой, с которой удобно обращаться с проповедями к народу (столпники Ближнего Востока - Симеон (5 век), Даниил (5 век), на Руси - Никита Переяславский (12 век), Савва Вишерский (15 век) и многие другие). В средние века постепенно отшельничество стало вытесняться монастырями, чему содействовала и церковь, стремившаяся организованными формами монашества заменить недоступное ее контролю отшельничество. С 13 века на Западе отшельничество стало спорадическим явлением, его сменило нищенствующее монашество. В России архаическая форма отшельничество была возрождена в 17 веке старообрядцами.

С. С. Аверинцев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Литература:

Heussi К., Der Ursprung des Mönchtums, Tübingen, 1936; Draguet R., Les Peres du désert; P., 1949; Leipoldt J., Griechische Philosophie und frühchristliche Askese, В., 1961.