Фетишизм (СИЭ, 1974)

ФЕТИШИЗМ (франц. fétiche - фетиш, идол, от португальского feitiço - колдовство, амулет) - поклонение неодушевленным материальным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишем может быть любой предмет, почему-либо поразивший воображение суеверного человека: камень странной формы, шкура животного и прочее, а также изделие человеческих рук, изображение человека или животного («идол») и т. п. Почитание фетишей отмечено было в 15 веке португальцами на побережье Западной Африки, в начале 18 века впервые упомянуто в литературе («Описание Гвинеи» В. Босмана). В 1760 году французский ученый Ш. де Брос опубликовал книгу «О культе богов фетишей», где сопоставил фетишизм народов Африки с религиозными верованиями других народов. О. Конт (1830-е годы) обозначил словом «фетишизм» раннюю стадию развития религии вообще (2-я стадия – «политеизм», 3-я – «монотеизм»). Дж. Леббок (1860-е годы) также считал фетишизм первой стадией развития религии (на этой стадии, как полагал Леббок, человек еще пытается принудительно воздействовать на божество). Действительно, известны факты, когда суеверный почитатель фетиша, прося его о помощи, относится к нему, однако, без особого уважения, при неудаче наказывает или выбрасывает фетиш; известен и обычай «истязания» фетишей (Западная Африка): в них вбивают железные гвозди, чтобы этим заставить их лучше выполнить желания человека. В дальнейшем было обнаружено, что явления фетишизма есть в любой религии. Проявления фетишизма весьма разнообразны, поэтому и термин «фетишизм» стали понимать по-разному: одни исследователи видели в фетишизме форму анимистических верований (фетиш - вместилище духа), другие отделяли фетишизм от анимизма. Неопределенность значения слова «фетишизм» побудила некоторых этнографов (Робертсон Смит, Ф. Джевонс, В. Н. Харузина) отказаться от пользования им. Некоторые историки религии продолжают считать фетишизм начальной или одной из первых стадий развития религии вообще, большинство советских ученых считает фетишизм составным элементом всякой религии. Так, в развитых религиях античного мира сохранялся культ священных камней, священного копья, изображений животных и пр. Почитание чудотворных икон и мощей в христианстве тоже по существу неотличимо от фетишизма.

Слово «фетишизм» часто употребляется и в переносном значении, не связанном с религией, например, понятие о товарном фетишизме, сущность которого была впервые вскрыта К. Марксом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 80-93).

От фетишизма надо отличать употребление амулетов и талисманов, которым суеверные люди также приписывают сверхъестественные свойства, но не поклоняются им.

С. А. Токарев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Литература:

Францев Ю., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; его же, Фетишизм и проблема происхождения религий, М., 1940; Харузина В. Н., Заметки по поводу употребления слова: Фетишизм, "Этнографич. обозрение", 1908, No 1-2; Brosses Ch. de, Du culte des dieux fétiches, P., 1760; Schulze Fr., Der Fitischismus, Lpz., 1871.

Понятие: