Этнос (Акмалова, 2011)
ЭТНОС. Исторически сложившаяся на определенной территории социальная общность людей, отличающаяся от других подобных общностей языком, общими чертами, стабильными особенностями культуры, психологии и обладающая этническим самосознанием и групповой идентичностью. Этносы становятся реальностью тогда, когда появляется ощущение внутригруппового единства в противопоставлении с другими, окружающими их общностями, т. е. формируется этническое самосознание, фиксирующее это отличие в своем названии (этнониме), а также в других идентификационных символах. В таком значении термин «этнос» оказывается синонимом «народа» или «народности». Следует заметить, что русский термин «этнос» по преимуществу употребляется при изучении традиционных (родоплеменных, тейповых и т. п.) отношений, тогда как термин «этничность», пришедший к нам из западной социальной антропологии, отражает то, что происходит с «этносами» в условиях глобальной модернизации.
Важной естественной предпосылкой формирования этноса является общность территории, которая создает условия для тесного общения и хозяйствования. Этнос может передвигаться и осваивать другие территории (арабы), потерять большую часть своей этнической территории (армяне), вовсе ее потерять (евреи), но сохранить свою этническую идентичность и позднее возвратиться на историческую территорию. Даже общность языка не всегда играет решающую роль, ибо части этноса могут говорить на разных языках, но сохранить общую идентичность (мордва эрзя и мордва мокша). Решающую роль в этнической идентификации в культуре и духовной жизни выполняют такие компоненты, как ценности, нормы, образцы поведения, связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения. Интегративным показателем этнической общности является самосознание – чувство принадлежности именно к данному этносу. В отечественной науке под основными типами этнических общностей, как правило, понимают племя, народность, нацию, которая ассоциирует себя с особой территорией, обладающей общими чертами, стабильными особенностями культуры и психологического склада, исторической памятью, а также сознанием своего единства (солидарность).
Существует два противоположных подхода к пониманию сущности этноса: 1) естественно-биологический; 2) социокультурный. Первый подход отстаивает расово-антропологическая школа, которая основывается на интерпретации генетически-расовой предрасположенности социокультурного разнообразия человечества (Ж. Голибо, Ж. Лалуж и др.). Авторы этой школы доказывали культурное превосходство белой расы. Социокультурный подход рассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры общества в тесной связи с такими социальными группами, как классы, слои, территориальные общности. Этническая общность выступает в социальной структуре в качестве важного источника самодвижения и саморазвития, определяя общие условия развития всей структуры. В последнее время обострилась проблема сохранения этнической идентификации. В числе необходимых условий обеспечения этнической устойчивости и стабильности условий существования этноса национальные движения выдвигают требования создания собственных национально-территориальных организаций.
А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.