Дипломатическое представительство
ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО - возглавляемое дипломатическим агентом учреждение, аккредитованное одним государством для ведения политических сношений с другим государством, а также для представительства и защиты своих интересов. До 16 века не было постоянных дипломатических представительств. Специальные дипломатическое представительство посылались для выполнения отдельных заданий (заключения договора, предъявления требований, объявления войны, принесения поздравлений, вручения подарков и т. п.). Институт постоянных дипломатических представительств сложился в период 16-18 веков в связи с возникновением и укреплением крупных централизованных государств и с тех пор прочно утвердился в международной практике. В настоящее время все имеющие на то право государства содержат постоянные дипломатические представительства в более или менее значительном числе других стран. Наряду с этим продолжают существовать также временные или чрезвычайные дипломатические представительства, назначаемые для выполнения специальных миссий. Новшеством в дипломатической практике 20 века является аккредитование дипломатические представительства при международных органах (Дипломатическое представительство при Лиге наций, Объединённых нациях).
Дипломатическое представительство, возглавляемое послом, именуется посольством и является дипломатическим представительством высшего класса. К этому разряду принадлежат также папские нунциатуры. Дипломатическое представительство, возглавляемое дипломатическими представителями других рангов, называется миссией и относится к дипломатическим представительствам второго класса. К этому разряду приравниваются и папские представительства, возглавляемые интернунциями. Особую категорию составляют дипломатические представительства при отсутствии между обоими государствами нормальных дипломатических отношений (например, признание одним из государств правительства другого лишь де факто). В таких случаях они обычно именуются дипломатическими представительствами или даже просто «представительствами».
Помимо самого главы дипломатического представительства в состав последнего входит официальный дипломатический персонал (советники, секретари, атташе, специальные атташе), а также канцелярский, технический и обслуживающий штат. Дипломатическое представительство имеет своё постоянное помещение, своё делопроизводство и архивы, а также находящееся в его распоряжении государственное имущество (обстановка, средства транспорта и т. д.). Помещения дипломатических представительств со всем там находящимся пользуются полной неприкосновенностью; имущество и средства дипломатических представительств не подлежат аресту, и на них не может быть обращено взыскание. Дипломатическое представительство не платит никаких прямых налогов.
Международное право не содержит достаточно ясного определения юридической природы и статута дипломатического представительства. Обычно считается, что предоставляемые дипломатическим представительствам привилегии вытекают из прерогатив, присвоенных его главе. Однако фактически дипломатические представительства в международно-правовых отношениях имеет свою особую юридическую природу. От его имени направляются и на его имя адресуются вербальные ноты и меморандумы. Оно имеет свои бланки и свои печати. Оно продолжает формально функционировать в отсутствие дипломатического агента под управлением сотрудника, назначаемого временным поверенным в делах, пользуясь при этом по-прежнему всеми прерогативами. Дипломатическое представительство, управляемое в отсутствие посла временным поверенным в делах, продолжает именоваться посольством. Дипломатическое представительство заключает от своего имени частно-правовые сделки (приобретение недвижимости и средств транспорта, наём и ремонт помещений, контракты на поставки и т. п.), на его имя выписываются купчие крепости и другие акты, оно открывает на своё имя счета в банках и получает ассигнованные ему кредиты.
Всей деятельностью дипломатического представительства руководит возглавляющий его дипломатический агент, а в его отсутствие - старший сотрудник, официально назначенный временным поверенным в делах. О назначении последнего отбывающий или заболевший дипломатический агент сообщает краткой подписной нотой главе ведомства иностранных дел страны пребывания, а также уведомляет об этом в порядке вежливости глав других иностранных дипломатических представительств. По возвращении дипломатический агент делает соответствующее уведомление в том же порядке. В случае смерти дипломатического агента следующий по рангу сотрудник сам сообщает ведомству иностранных дел о своём вступлении в обязанности временного поверенного в делах. Адресаты подтверждают получение этих сообщений.
Дипломатическое представительство прекращает своё существование либо в результате его закрытия и ликвидации назначившим его государством, либо при разрыве дипломатических отношений или при возникновении состояния войны между обоими государствами. При разрыве дипломатических отношений дипломатическому агенту обычно предоставляется необходимый срок для ликвидации дипломатического представительства (например, при разрыве дипломатических отношений между Англией и СССР в 1927 году - было предоставлено 10 дней) и разрешение на вывоз имущества, а также даётся право принять меры к охране оставленного имущества. Сотрудникам дипломатического представительства предоставляется возможность выехать с их семьями и имуществом. В случае возникновения состояния войны репатриация сотрудников производится на началах взаимности. В порядке репрессалий или при невозможности выезда по военным обстоятельствам сотрудники интернируются. На имущество дипломатического представительства налагается секвестр, а в ряде случаев оно конфискуется. Поскольку состояние войны упраздняет привилегию неприкосновенности дипломатического представительства, последние, при наличии угрозы её, заблаговременно вывозят свои архивы, а в случае невозможности уничтожают их, дабы они не попали в руки неприятеля.
Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.