Клинопись (СИЭ, 1965)

КЛИНОПИСЬ - система письма посредством знаков, имеющих форму клиньев, созданная в Южном Двуречье (современный Ирак) шумерами в конце 4-го тысячелетия до н. э., распространившаяся в 3 - 1-м тысячелетиях в ряде стран Западной Азии и употреблявшаяся до конца 1 века н. э. Кроме шумеров, клинописью пользовались аккадцы (вавилоняне и ассирийцы), эламиты, хетты, финикийцы города Угарита, урарты и персы. Клинопись развилась из пиктографии (рисуночного письма). На сырой глиняной табличке выдавливались кончиком стилоса, сделанного из тростника, длинные и тонкие линии знака, которые по мере надавливания получались с одной стороны толще, а с другой тоньше и превращались, таким образом, в клинья (отсюда название клинописи). Первоначально тексты писались сверху вниз. Со 2-й половины 3-го тысячелетия табличку стали поворачивать на 90° и знаки оказывались лежащими «на спине» и шли слева направо. В этот период клинописные тексты вырезались также на камне, металле и др.

Различаются типы клинописи: 1) раннединастический (досаргоновский, до 24 века до н. э.); 2) классический-шумерский (эпоха Гудеа, 22 век); 3) позднешумерский и вавилонский (эпоха Исина - Ларсы, Хаммурапи и касситов, конец 3 - 2-го тысячелетий); 4) митаннийско-хеттский (2-е тысячелетие); 5) классический-ассирийский (конец 2 - 1-я половина 1-го тысячелетия); 6) нововавилонский, а также своеобразные типы письма Угарита, Урарту, эламитов и древних персов (7-1 века до н. э.). Так как клинопись изобрели шумеры, а другие народы (в первую очередь семитические) приспособили ее к своим языкам, то многие знаки для определенного понятия (идеограммы) писались по-шумерски, а читались на том языке, на котором был написан документ. Некоторые знаки, имевшие логографическое значение, стали одновременно приобретать и силлабическое (слоговое) значение.

Первым исследователем, установившим, что клинопись является не узором, а системой письма, был итальянский купец Пьетро делла Валле (17 век). Во 2-й половине 18 века датский ученый К. Нибур определил, что одна из надписей Персеполя сделана тремя видами клинописи на 3 языках. В 1802 году немецкий исследователь Г. Гротефенд установил, что первый вид клинописи написан по-персидски, и правильно дешифровал 9 букв из 32; но труд его остался неизвестен до 1893 года. В 1836 году французские ученые Э. Бюрнуф и К. Лассен дешифровали все 32 буквы первого вида клинописи. В 1838 году английский ученый Э. Норрис по копиям с Бехистунской надписи, сделанным Г. Роулинсоном, дешифровал слоговые знаки второго вида К. (эламского). После раскопок, произведенных Э. Ботта (Франция) и О. Лейардом (Англия), удалось определить и третий вид клинописи - вавилонский. После проверки в Лондоне в 1857 году, когда Г. Роулинсон и его соотечественники Э. Хинкс, X. Ф. Толбот, а также французский ученый Ж. Опперт независимо друг от друга одинаково прочли и перевели одну и ту же ассирийскую надпись, правильность чтения клинописи перестала вызывать сомнения. В 1850 году Хинкс, а позже независимо от него Роулинсон и Опперт пришли к выводу, что клинопись создана несемитским народом (шумерами). В 1874 году французский ученый Ж. Галеви поставил под сомнение существование шумерского народа, а вновь открытый язык объявил искусственным (тайнописью вавилонских жрецов). Однако после долгих споров и особенно после раскопок француза Э. Сарзека, обнаружившего в Телло (Древний Лагаш) множество шумерских текстов, теория Ж. Галеви была отвергнута. В дальнейшем изучении шумерской клинописи большую роль сыграли труды французских ученых Р. Тюро-Данжена и В. Шейля, английского С. Лэнгдона, немецких А. Пёбеля, М. Витцеля, А. Деймеля, А. Фалькенштейна и американских Т. Якобсена, С. Н. Крамера (последний считает создателями клинописи протошумеров). В 1915 году чехословацкий ученый Б. Грозный дешифровал хеттскую клинопись. Начало дешифровки урартской клинописи было положено французским исследователем С. Гюяром, английским А. Г. Сейсом и армянским филологом К. П. Паткановым в 80-х годах 19 века, а в 20-30-х годах 20 века была дешифрована угаритская клинопись (алфавитная). Большую роль в изучении клинописи сыграли труды русских ученых М. В. Никольского, В. С. Голенищева, В. К. Шилейко, П. К. Коковцова и А. П. Рифтина. Изучение клинописи продолжают советские исследователи (В. В. Струве, Л. А. Липин и его школа, Г. В. Церетели, И. М. Дьяконов, Б. Б. Пиотровский, Г. А. Меликишвили, М. А. Дандамаев, Д. Г. Редер, Т. В. Гамкрелидзе, В. А. Гвахария, Н. В. Арутюнян и др.).

А. Г. Кифишин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Литература:

Липин Л. A., Аккадский язык, Л., 1957, то же, М., 1964; Меликишвили Г.A., Урартские клинообразные надписи, М., 1960; Струве В. В., Гос-во Лагаш, М., 1961; Дьяконов И. М., Общественный и гос. строй Др. Двуречья. Шумер, Л., 1959; Keilschriftenbibliographie (1939-1954), (Bd) 1-16, Roma, 1940-55.