Мальтузианство (Рыбаковский, 2003)

МАЛЬТУЗИАНСТВО – теория народонаселения, система воззрений на его воспроизводство и роль в общественном развитии, отрицающая исторический характер законов роста народонаселения. Получила название по имени английского экономиста Т. Р. Мальтуса, который проводил идею биологической  природы воспроизводства населения и выдвинул методологический принцип демографической детерминированности социальных бедствий. Постулировав беспредельное и неизменное стремление людей к размножению, Мальтус интерпретировал демографический рост как независимую переменную общественного развития, которая лишь корректируется действием «разрушительных» (войны, эпидемии, голод) и «предупредительных» социальных факторов (безбрачия, позднее вступление в брак и т. п.). Основываясь на абсолютизирующем техническом застое, «законе убывающего плодородия почвы», Мальтус конструирует свой абстрактный вне исторический закон наличия постоянного перенаселения который «состоит в постоянном стремлении, свойственном всем, живым существам, размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи». Широкую известность получила формулировка мальтусовского «закона», представленная в первом издании его кн. «Опыт о законе народонаселения...», в соответствии с которой население растёт в геометрической прогрессии, а средства существования увеличиваются в арифметической прогрессии. Отсюда Мальтус выводил статический оптимум населения — определённое соотношение внутри системы «население – средства существования», при котором ещё не начали действовать «разрушительные факторы». Мальтус подчёркивал вне исторический характер своего «закона». «Явления природы,— отмечал он,— подчинены неизменным законам, и мы не имеем никакого права думать, что с тех пор, как существует мир, законы, управляющие населением, подверглись каким-либо изменениям».  В теории народонаселения Мальтуса из биологического детерминизма в трактовке демографических процессов вытекает демографический детерминизм в объяснении нищеты, пауперизма и политических конфликтов. «Главная и непрерывная причина бедности,— писал Мальтус,— мало или вовсе не зависит от образа правления или от неравноправного распределения имущества: богатые не в силах доставить бедным работу и пропитание, поэтому бедные, по самой сущности вещей, не имеют права требовать от них работы и пропитания». Мальтус подчеркивал, что толпа, участвующая в мятежах, доставляется избыточным населением, причём «предупреждением избытка населения будет уничтожена главнейшая причина и, бесспорно, главное средство для исполнения завоевательных планов, а внутри государства будут предупреждены тирания и возмущение». Он усматривал панацею от губительного перенаселения в распространении в народе норм христианского аскетизма, предлагая бедным воздерживаться от вступления в брак и обуздывать свой «инстинкт размножения». Социальная апологетика Мальтусом интересов имущественных слоев и его теория  социальных последствий роста народонаселения были подвергнуты убедительной и обстоятельной критике в трудах социалистов – утопистов: (Р. Оуэн, У. Томпсон, Дж.  Брей — Великобритания, Ш. Фурье — Франция, видных представителей социально-экономической мысли России: В. А. Милютина и Н. Г. Чернышевского, противопоставлявших мальтусовской апологетике «аскетизма» и  «обуздание» инстинкта размножения, требование социалистического равенства, а социальному пессимизму Мальтуса— перспективу технического прогресса, поставленного на службу  гуманистическим идеалам. Особое внимание критике Мальтузианства, прежде всего, ее  идеологическому компоненту уделили К. Маркс, Ф. Энгельс, которые, называли концепцию Мальтуса «...самым откровенным провозглашением войны буржуазии против пролетариата...» Теория народонаселения Мальтуса носила междисциплинарный характер, охватывала, с одной стороны, демографию, с другой — философию, политэкономию и политологию. В теории Мальтуса была впервые интуитивно поставлена реальная проблема общественного развития – противоречие между тенденциями роста населения и наличием возобновляемых и невозобновляемых ресурсов на планете для обеспечения существования населения. После смерти Мальтуса по мере выявления несостоятельности методологии и отдельных положений его концепции мальтузианство стало утрачивать свой целостный характер универсальной теории роста народонаселения. Дальнейшая эволюция мальтузианства заключалась в последовательном разграничении двух его основных аспектов. При этом в наибольшей степени видоизменилась демографическая концепция, из которой выделилось неомальтузианство, ставшее одним из важных направлений в демографической теории. Неомальтузианство сформировалось в основном во 2-й половине XIX — начале  XX вв. Его представители, отказавшись от фундаментальной мальтузианской идеи о постоянном стремлении людей к многодетности, выдвинули предположение о вытеснении из человеческого сознания «инстинкта размножения», обращаясь преимущественно к «сознанию» людей и к техническим условиям реализации «стремления населения к ограничению рождаемости». В своей практической программе нео­мальтузианство сместило акцент с про­поведи «нравственного воздержания» на распространение средств контрацепции и применение методов «социальной инженерии» (жёсткие административные меры, пропаганда и т. п.). Первоначально сторонники неомальтузианства (Ф. Плейс, Р. Д. Оуэн, Ч. Дриздейт, Ч. Врэдлоу, А. Безант — Великобритания, Ч. Ноултон — США) апеллировали к рациональной психологии людей в контроле над рождаемостью.  Во 2-й половине ХХ века новый импульс развитию неомальтузианства придал демографический взрыв в развивающихся странах, основным объектом неомальтузианской пропаганды и соответствующих практических мероприятий становится население этих стран. Широкое использование получает в работах ряда видных экономистов и демографов неомальтузианского принципа «чрезмерного, неконтролируемого роста населения», который ввергает развивающиеся страны в «порочный круг слаборазвитости» (Р. Нельсон, X. Лейбенштейн — США), генерирует многочисленные и всё более опасные  конфликты, локальные войны (Г. Бутуль — Франция, Н. Чемберлен, Н. Чукри — США), истощает продовольственные и природные ресурсы планеты (Ж. Стассар — Франция, Дж. Хаксли — США, Г. Боргстром — Великобритания), грозит глобальной экологической и экономической катастрофой (Г. Тейлор — Великобритания, П. и А. Эрлих, Дж. Форестер, Д. Медоуз — США). Современные последователи отдельных положений мальтузианской теории, критикуя ее основоположника за слабость эмпирической базы и статистического анализа, выдвинули концепцию «нулевого прироста населения мира» как «условия» выхода из порочного круга слаборазвитости и обеспечения «устойчивого и сбалансрованного» мирового развития (Д. Боуг,  А. Коул, Э. Гувер, П. Демени – США, А. Курода – Япония, Г. Шринивазан, А. Митра – Индия). Мальтузианство, утратив позиции универсальной концепции объяснения роли демографических процессов в общественном развитии, оказало существенное воздействие на развитие обществоведения в XIX-XX вв. С мальтузианством неразрывно связано возникновение в демографии биологического (органического) направления, представители которого неправомерно переносили закономерности воспроизводства биологических популяций на человеческое общество. Принцип демографического детерминизма, разработанный в мальтузианской теории, был положен в основу концепций демографической школы в социологии, «исторических циклов» общественного развития (К. Джини, Ф. Карли — Италия и др.).

А. Судоплатов

Демографический понятийный словарь / Под ред. проф. Л.Л. Рыбаковского. – М.: ЦСП, 2003.