Перспективизм
ПЕРСПЕКТИВИЗМ - теоретико-познавательная концепция, согласно которой реальность всегда дается человеку в определенной проекции, обусловленной личной или социальной позицией человека. Идея перспективизма восходит к Г.В. Лейбницу, который учил, что только в Боге все представления абсолютно ясны и полны, остальные же монады воспринимают мир в различных и частичных ракурсах, с разной степенью осознанности. Для перспективизма важно также учение И. Канта, согласно которому наше видение реальности определяется присущим нам категориальным каркасом. Если предположить (сам И. Кант этого не допускал), что этот каркас может варьироваться, то это ведет к перспективизму. Опираясь на идеи Г.В. Лейбница и метафизику Р. Г. Лотце, Г. Тейхмюллер доказывал, что каждая метафизическая система задает определенную перспективу для понимания реальности и вырабатывает собственные истины.
Последовательно перспективистское учение разработал Ф. Ницше. Он воспринял от А. Шопенгауэра интерпретацию теории И. Канта в духе волюнтаризма: в познании мир есть представление, не существующее без субъекта. Это своего рода иллюзия, подлинный же доступ к реальности открывает воля. Исходя из этого, Ф. Ницше отрицал существование независимой и объективной структуры мира и представление об истине как адекватном ее отражении. Нет никаких истинных систем взглядов и теорий, есть лишь разные интерпретации мира. При этом нельзя даже говорить, что интерпретации «искажают» факты, поскольку, как писал Ф. Ницше, «именно фактов не существует, а только интерпретации». Поэтому мир он определял как «перспективный», подчеркивая, что не существует какой-либо одной привилегированной перспективы на фоне других. Правда, кто-то может настаивать на истинности своей перспективы и пытаться навязать ее другим. Согласно Ф. Ницше, нельзя говорить о перспективе, не связывая ее с условиями существования человека: чистого мира, не отмеченного печатью нашего существования, нашей логики и наших предрассудков не существует. Хотя истина не дана человеку ни в одной из познавательных перспектив, они могут быть оценены по их прагматической значимости - способности преодолевать хаос и повышать жизненные силы людей. В этом плане, сравнивая три основные познавательные перспективы - здравый смысл, науку и метафизику, Ф. Ницше отдает предпочтение двум первым.
В «рацио-витализме» Х. Ортеги-и-Гассета перспективизм связан с трактовкой разума как вплетенного в жизнь и историю. Это определяет позицию человека, его неповторимую перспективу видения мира. В отличие от Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет доказывал, что реальность влияет на формирование перспективы, ее многообразные стороны и уровни предопределяют различные точки зрения на нее познающего субъекта. В социологии знания К. Мангейма перспективизм связан с центральным тезисом о социальной обусловленности мышления людей. Это определяет всегда частичный, обусловленный интересами определенного класса или группы характер видения социально-исторической реальности. В «Идеологии и утопии» (1929) К. Мангейм отмечает, что проблема заключается в выявлении этих перспектив и одновременно в понимании того, «как при наличии этой перспективности возможны познание и объективность». Решение он видит в «реляционизме»: квалификация определенного, считающего себя абсолютным видения как перспективного открывает возможность подняться над этой перспективой. В результате возникает возможность интегрировать частичные перспективы и расширить базис понимания и знания.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 168.