Неоконфуцианство (Ильичёв, 1983)

НЕОКОНФУЦИАНСТВО [ли сюе — учение о законе, принципе (природы, неба), или син-ли сюе — учение о природе (человека, вещей) и законе (природы), а также дао сюе — учение о пути (в отличие от дао цзяо — даосизма), течение в китайской философии, возникшее при династии Сун (960—1279). В отличие от конфуцианства периода Хань (206 до н. э.— 220 н. э.), представители κотоpoго занимались главным образом комментированием классических текстов, сунские мыслители разрабатывали новые идеи и понятия, в первую очередь и—ли (должное и закон) и син—мин (природа и судьба); отсюда и название течения.

Предшественниками неоконфуцианства были танские мыслители Хань Юй и Ли АО (772—841), защищавшие конфуцианство и направившие его на путь развития этики вместо спекулятивной метафизики. Основы неоконфуцианства были залощены в 10—11 веках «тремя учителями науки о естественном законе» — Сунь Фу, Ху Юанем и Ши Цзе. Становление и развитие неоконфуцианства связано с деятельностью Чжоу Дунъи, Чжан Цзая, бр. Чэн — Хао и И, Чжу Си, а также Шао Юна и Лу Цзююаня, представляющих побочные линии развития неоконфуцианства. Благодаря им и их ученикам и приверженцам неоконфуцианство стало доминирующим течением. В сунском неоконфуцианстве определились шесть главных концепций, разрабатывавшихся разными философами, но общих для всей школы: великий предел (тайцзи; Чжоу Дунъи), принцип (ли-закон), материальная сила (ци, бр. Чэн), природа человека (Чжан Цзай), постижение природы вещей («исследование вещей», Чэн И), человеколюбие (жэнъ, Чжу Си). Вследствие близких личных отношений между северосунскими конфуцианцами (Чжоу, Чжан, бр. Чэн) не всегда можно точно установить авторство той или иной конкретной идеи. В неоконфуцианстве выделилось несколько школ: «Каотин» (Чжу Си и его ученики и последователи Цай Юаньдин, Хуан Гань и Чэнь Шунь), «Сяншань» (Лу Цзююань и его приверженцы Ян Цзянь и Вэй Ляовэн), особняком стоял lllao Юн. Однако важнейшей была школа Чэн—Чжу, т. е. бр. Чэн (особенно Чэн И) и Чжу Си; она доминировала в периоды династий Сун и Юань.

В период Юань (1280—1368), в условиях иноземного владычества, когда буддизм, а отчасти и даосизм пользовались покровительством монгольских ханов — юань-ских императоров, неоконфуцианство сумело сохранить свои позиции, выдвинуть таких философов, как Сюй Хэн (1209—1281), У Чэн, Чэнь Юань (1256—1330) и даже выступить арбитром в споре между буддизмом и даосизмом. Новый расцвет неоконфуцианства произошёл при династии Мин (1368—1644). Восстановление китайской государственности содействовало развитию конфуцианской идеологии. Уже в 1403 году по приказу императора были переизданы конфуцианские канонические книги с комментариями бр. Чэн, Чжу Си и их последователей. В 15—16 веках выдвинулись такие мыслители, как У Юйби и Се Сюань, затем Чэнь Сянь-чжан, Чжань Жошуй, Ван Гэнь, Цзоу Шоуи, Ван Цзи, Лю Цзунчжоу (16—17 века) и самый знаменитый среди них Ван Янмин. Вместо составления очередных комментариев к классикам каждый из них старался разработать собственный подход к основным проблемам учения; были созданы центры философских диспутов и обучения (самый известный — академия Душишь). Мыслители периода Цин (1644—1911) в значительной степени вернулись к философским построениям периода Хань, комментаторской работе. Школа Чэн — Чжу пользовалась популярностью при династиях Мин и Цин вплоть до 1905 года, хотя в 15—16 веках была отодвинута на задний план школой Лу — Ван, т. е. Лу Цзююаня — Ван Янмина. В 30-х годах 20 века идеи школы Чэн — Чжу явились исходной точкой философских построений Фэн Юланя. Неоконфуцианство просуществовало вплоть до образования КНР в 1949 году.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Конрад Н. И., Философия китайского Возрождения (о сунской школе), в его кн.: Запад и Восток, М., 1972, с. 174—207; Буров В. Г., Мировоззрение китайского мыслителя 17 в. Ван Чуань-шаня, М., 1976, с. 39—68; Вruсе 3. P., Clm Hsi and his masters, L., 1923; Forke Α., Geschichte der neueren chinesischen Philosophie, Hamb., 1938; С hang Сhiasun, The development of Neo-Confuciaii thought, v. l—2, N. Y., 1957—63; Wing-tsit Chan, Source book in Chinese philosophy, Princeton, 19G3; Sung biographies, ed. by II. Franke, Bd l, Wiesbaden, 1976.