Ноуруз в Пакистане

Ноуруз -  праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Ноуруз является национальной традицией, не имеющей прямого отношения к исламским обычаям, точнее говоря – он возник задолго до появления на Земле ислама. Однако, традиции Ноуруза никогда не шли кардинально вразрез с законами ислама, поэтому ему удалось сохраниться в исламской среде, несмотря на то, что принадлежит он гораздо более древней религии – зороастризму. 

Происхождение Ноуруза теряется в глубине веков. На самом деле, многие народы неолита, вступившие в период развития сельского хозяйства и животноводства, нуждались в строгом определении годовых циклов, поэтому – день весеннего равноденствия, определяемый достаточно просто, был удобен для отсчетов сельскохозяйственного календаря. Таким образом, вполне возможно, корни Ноуруза скрываются в глубине протоиндоиранцев, некогда проживавших на территории современной Центральной Азии и являющихся прямыми наследниками андроновской цивилизации. Вполне возможно, что разновидностью древнего Ноуруза является и современный индийский праздник Холи, отмечающийся приблизительно в то же время (начало весны, но в полнолуние) и упоминающийся в родственных Авесте Ведах. Однако, наибольшую известность Ноуруз получил после возникновения религии зороастризм и укрепления империи Ахменидов, тогда же он стал официальным государственным праздником. 

Вместе с расширением державы Ахменидов на восток, праздник Ноуруз проник на территорию современного Пакистана (восточные области Хайбер-Пухтунвы и Белуджистана), однако в связи со слабым культурным влиянием, закрепиться на них ему не удалось. Определенную роль сыграл и поход Александра Македонского, принесший на эту землю греческую религию, причудливо соединившуюся с местным вариантом буддизма. 

Судьба Ноуруза на территории современного Ирана и Центральной Азии была более благоприятной. Последователи зороастризма проживали на нем свободно вплоть до прихода ислама и праздник отмечали весьма активно. Но и приход армии арабов не смог окончательно его уничтожить. Часть зороастрийцев переселилась на территорию современного Пакистана, а затем ушла и еще дальше на восток (в современной Индии существуют общины традиционных зороастрийцев, которые отмечают Ноуруз по старинным обычаям, правда из-за неточностей календаря этот праздник сдвинулся на август). Большая же часть зороастрийцев перешла в ислам, однако – сил арабов уже не хватало на столь удаленные от метрополии регионы: в Иране и Центральной Азии сохранились как родные иранские языки, так и частично – культура. Позже, в этот мусульманский регион придут тюрки, а за ними и монголы, которые значительно сменят древнее население, принесут свою культуру, однако – примут ислам и вместе с исламом унаследуют и древний праздник Ноуруз. Собственно говоря, именно Ноуруз наименее входил в противоречие с тенгрианством (тюрксо-монгольская традиционная религия), поскольку данная религия также была привязан рядом знаменательных дат к весеннему равноденствию. 

Приход тюркских и монгольских племен оказал значительное влияние и на территорию современного Пакистана. Тюрками был создан Делийских султанат, позднее потомками монголов – Великая Могольская империя. Однако, на территории Пакистана и Индии празднику Ноуруз окончательно закрепиться так и не удалось, за некоторыми небольшими исключениями. 

Тюрки-переселенцы, еще до своего грандиозного походапереселения на территорию современной Турции, Кавказ и Ирак, основали небольшое государство в горах Пакистана, которое именно в форме тюркского государства (а не как смешанный тюркскоиндийский мусульманский Делийский султаната) просуществовало несколько веков, вплоть до императора Акбара, когда добровольно присоединилось к Империи Великих Моголов. Таким образом, часть современных народов горного Пакистана отмечает Ноуруз в качестве своего традиционного праздника. 

Также аналог Ноуруза свойственен для древних иранских народов, проживающих в восточных районах горного Пакистана, в основном в регионе Гилгит-Балтистан. Частично празднование Ноуруза они унаследовали от своих предков, частично – он пришел к ним от соседних народов Таджикистана и Киргизии, с которыми на протяжении веков они сохраняли торговые и дипломатические отношения. 

В определенной степени Ноуруз отмечают и пакистанские пуштуны. Однако, традиция этого праздника не была ими унаследована на территории Пакистана. Пуштунские племена, переселившиеся на территорию современного Кабула в 14-15 веках из Сулеймановых гор, унаследовали его от местного иранскотаджикского дардского населения, а уже затем, при расширении своей территории обитания на восток – принесли ее с собой в современный Пакистан (переселение пуштунов началось во времена Империи Великих Моголов, но наиболее активно шло во времена Дурранийской империи). 

Таким образом, Ноуруз и его аналоги на территории Пакистана отмечают несколько народов и праздник не является однородным, поскольку у разных народов имеет свои собственные культурные корни и традиционные источники. Кроме того – большинство населения Пакистана не имеют отношения к празднованию Ноуруза, поэтому он не признается страной, как официальный праздник. И тем не менее – каждый год в новом тысячелетии 21 марта становится знаменательным днем. Ассоциация при пакистанском МИД каждый год проводит Международный фестиваль Ноуруз с участием пакистанских народов, отмечающих данный праздник, а также – с участием посольств тех стран, для которых Ноуруз является государственным праздником: Турция, Азербайджан, Иран, Афганистан, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан. 

Фестиваль Ноуруз обычно проводится на площадке Отеля Серена в Исламабаде и представляет собой ярмарку национальной кулинарии и предметов традиционной культуры участвующих стран, где каждому посольству отведен отдельный шатер, а также – выступлению артистов данных стран с национальными танцами или музыкальными композициями. Подобные праздники существенно активизируют взаимопроникновение традиций и культур. Кроме того – знакомят пакистанцев с культурными особенностями соседних стран, демонстрируют лояльность страны к мировому наследию, открытость к диалогу и миролюбие.

Dr Марина Баканова

Цитируется по изд.: «Караван», № 77, 2020, 23-27.

Понятие: