Текутли
ТЕКУТЛИ. Слово «текутли» означает «сановник» или «владыка». Это был титул, который давали знатному лицу, избранному либо назначенному тлатоани руководителем в данной местности. В тетекутин попадали лишь представители пипильтин. Текутли мог быть землевладелец, судья или военачальник. Текутли-землевладелец представлял своих людей перед высшей властью. Он говорил за вверенных ему людей и защищал их от чрезмерных налогов или посягательств на их земли. Текутли-юрист разрешал судебные тяжбы, а текутли-военачальник — возглавлял отряд, который он же в случае войны создавал и оснащал.
После смерти титул текутли не всегда переходил к кому-то из наследников. Следующим избранным текутли мог стать любой знатный ацтек, не обязательно близкий либо дальний родственник. Хотя тлатоани и мог лично назначать нового текутли, окончательное решение о том, кто будет следующим текутлии, следовательно, их правителем, принимали знатные лица в теккалли ( «знатный дом»). (При Мотекусоме II выборы превратились в процедуру назначения, когда верховный правитель по собственному усмотрению называл имя нового текутли.) При выборах на эту должность принимались в расчёт личные качества кандидата и его связи.
Продвижение вверх по социальной лестнице человек — как пилли (знатное лицо), так и масеуалли (простолюдин) — должен был заслужить. Текутли был важной персоной. К его имени приставляли уважительное окончание «-цин», как, например, Ашайакацин или Ауитсоцин. Он носил особую одежду и украшения и жил в теккалли, который содержали жители городка или деревни, обязанные предоставлять ему дрова, воду и бытовое обслуживание. В отличие от титула «текутли» земельные наделы, приписанные текутли, передавались по наследству и тогда переходили в разряд пиллалли (земли, принадлежащей пипилътин) — вопреки закону, по которому вся земельная собственность находилась в общественном пользовании. Сыновья сановников могли получать доходы с этих поместий, а вышестоящая власть при назначении на высокие посты отдавала им предпочтение.
Те, кто хотел получить должность «текутли», стремились к ней не ради богатства, столь желанного для остальных ацтеков; их больше заботило доброе имя. Богатство их не прельщало, хотя оно и приобреталось в результате получения новых властных полномочий и увеличения служебных расходов. Семья текутли была избавлена от налогообложения, в то время как простолюдины платили подати как ему, так и тлатоани.
Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 132.