Гугеноты в Елизаветинской Англии

Елизавета внесла свой вклад в ход религиозных войн на Континенте и отправила войска в поддержку протестантов во Франции и в Нидерландах. Англия также приняла на своей земле беженцев из этих стран и дала им английское гражданство. Точно так же впоследствии, когда был отменен Нантский эдикт 1, семьи французских протестантов, точное число которых невозможно установить, нашли пристанище в Англии и были приняты населением гораздо лучше, чем их предшественники из Нидерладов в годы правления Генриха VIII, когда Англия и ее король еще не определились с выбором религии. Впрочем, во все времена враждебность к иностранцам не была вызвана религиозными причинами, она была следствием опасения, что новоприбывшие станут конкурировать с английскими ремесленниками. Прежде всего это касалось голландских ткачей, которых было большинство среди иммигрантов, ведь о них было известно, что они готовы работать за меньшие деньги, чем англичане. В результате в Лондоне прошли бунты против чужаков, которые якобы собирались заморить голодом местных ремесленников. В этом не было ничего удивительного, особенно во времена, когда ремесленные цехи очень четко контролировали число работников и объемы производства и когда современных понятий экономического роста и конкуренции еще фактически не существовало. Позднее, а именно после Варфоломеевской ночи, беженцы из Франции, выходцы из разных общественных классов, включая аристократию, уже не встречались с подобного рода ксенофобскими настроениями. У них у всех был разный социальный статус, и они не угрожали ни одному цеху. Некоторые зарабатывали себе на жизнь уроками французского языка, другие получили должности в армии, большинство нашло какие-то средства к существованию, как, например, некий Монжуа, который купил дом в Лондоне и постояльцем которого был Уильям Шекспир.

К сожалению, не сохранилось никаких документов, по которым можно было бы сделать вывод о том, придерживалось ли большинство из них англиканства или пуританства. Можно только предположить, что даже те, кто склонялся к непримиримому кальвинизму, предпочитали присоединиться к официальной Церкви, не только из соображений безопасности, но и потому, что группы инакомыслящих могли и не принять их в свои ряды. Ведь эти сообщества обычно состояли из людей одного сословия, тяготевших к островному образу мышления и с недоверием относившихся к иноземцам. В Англии находили убежище не только протестанты из Франции, сюда, опасаясь инквизиции, бежали из Шотландии и из Италии. Среди итальянских беженцев был отец Джона Флорио — гуманиста елизаветинского и якобитского периодов 2.

Сюами А. Елизаветинская Англия / Анри Сюами. – М.: Вече, 2016,  с. 194-196.

Примечания

1. Принятый в 1598 г. Нантский эдикт, даровавший французским гугенотам право исповедовать свою религию, был отменен Людовиком XIV в 1665 г. — Примеч. пер.

2. Джон (Джованни) Флорио (1553—1625) — английский языковед, лексикограф, переводчик. - Примеч. пер.

Понятие: