Конститутивный и регулятивный
КОНСТИТУТИВНЫЙ И РЕГУЛЯТИВНЫЙ методы, в философии Канта различные способы применения понятий, категорий, идей в познании и нравственной практике. Предпосылкой различения конститутивного и регулятивного служило представление Канта о том, что собственно познано может быть нечто обозримое, созерцаемое, чувственно охватываемое опытом отдельного субъекта либо совокупным, интерсубъективным опытом. Например, мы способны обозревать, обобщать и вследствие этого познавать количественные, каузальные и другие конкретно наблюдаемые зависимости, тем самым соответствующие категории (количество, причина и другие) получают реальное, «конститутивное», применение, они как бы соразмерны познаваемым явлениям. Напротив, например, мир в целом, ввиду его бесконечности и неисчерпаемости, не может служить предметом завершённого чувственного обозрения ни индивидуально, ни антропоисторически. Попытки реально, опытно, «конститутивно» интерпретировать идею мира в целом непродуктивны и ведут к научным фикциям и заблуждениям, неразрешимым противоречиям. Однако идея мира в целом, равно как и другие предельные, «сверхчувственные» понятия играют позитивную роль в познавательном процессе, если они выступают как идеалы, организующие и направляющие силы, регулятивные принципы этого процесса, выражая его устремлённость к окончательной, абсолютной, предельной завершённости, т. е. символизируя высшие цели познания. В сфере нравственности вопрос о возможности чувственной, эмпирической реализации высших, предельных нравственных принципов-идеалов, по Канту, не играет роли, так как здесь речь идёт не о восприятии-овладении предзаданным (природой), не о подчинении и приспособлении, а о творении иного, сверхприродного миропорядка, в некотором смысле несоразмерного природе. В сфере морали идеалы обретают конститутивное применение.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.