Теория прототипа

ТЕОРИЯ ПРОТОТИПА (от греч. theoria — исследование и греч. prototypon — прообраз). Концепция значений, разработанная в когнитивной психологии, в которой распознавание стимула описывается как соотнесение его с рядом прототипов, соответствующих данному классу (случаю), хранящихся в памяти. Прототипы представляют собой набор свойств, общих множеству сходных форм одного и того же класса. Считается, что обычно для описания какого- либо стимула не существует набора необходимых и достаточных его признаков. Поэтому для его распознавания используется динамичная система признаков прототипа, в соответствии с которыми он описывается как более или менее подходящий данному прототипу. Например, для распознавания произвольно взятой собаки в качестве прототипа может использоваться немецкая овчарка. Прототипы существенно различаются у представителей разных культур. Для того чтобы упростить задачу сличения стимульного материала с существующими образцами, исходный стимульный материал подвергается предварительному упрощению («нормализации»). При таком упрощении происходит удаление избыточной информации, отбрасываются частности, а также происходит такая ментальная трансформация воспринимаемого образа, чтобы он стал стандартного размера, ориентации и пр. Теория прототипа родилась в контексте дискуссии о сущности значений слов, которыми оперирует индивид в повседневной жизни и которые формируются, т. е. наполняются своим содержанием, в процессе речевого и интеллектуального развития. В ней сделана попытка преодолеть ограничения референтной и определительной теорий значений. Так, в референтной теории постулируется, что каждое слово имеет свою предметную отнесенность, это и есть его значение. Но при этом не учитывается, что несколько слов могут одновременно относиться к одному предмету и, соответственно, иметь разные (коннотативные) значения; некоторые слова вообще не имеют референта (например, единорог) или их референты слишком абстрактны (бесконечность). В другой, а именно определительной, теории (Дж. Катц, Дж. Фодор) значение представлено как совокупность семантических свойств, которые необходимы и достаточны для однозначного отнесения какого-то предмета к определенному классу (мяч = круглый, прыгает, небольшой и т. д.). Данная теория нашла свое эффективное применение в алгоритмических компьютерных языках, но ее возможности в описании репрезентаций слов в сознании человека довольно ограниченны. В частности, в ней не допускается возможность нестрогих выводов, которые все же делаются человеком при установлении сходства между понятиями, и в частности тот феномен, что некоторые представители какого-либо класса воспринимаются как более ему адекватные, чем другие, несмотря на одинаковые определительные свойства. В рамках теории прототипа, которая строится на понятии структурного сходства, предложенного Л. Витгенштейном, делается попытка устранить эти противоречия. Прототип здесь — это наиболее репрезентативный представитель какого-то класса, при этом его свойства, задавая эталон при распознавании других объектов, вместе с тем не образуют жесткой системы, скорее они представлены в виде вероятностей. То есть любая собака должна быть похожа на прототип (овчарку), иначе она не будет распознана как именно собака, вместе с тем она может сильно отличаться от своего прототипа размером или цветом, но не так сильно — особенностями зубов и когтей. Экспериментальные исследования показали, что данные особенности обобщения признаков в понятии (вероятностная структура признаков) обнаруживаются уже при формировании искусственных понятий, которые не имеют своего референта и заранее данных определительных признаков.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 586-587.

Литература:

Rosch Е. Н. Natural categories // Cognitive Psychology. 1973. N 4;

Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001.

Понятие: