Неодаосизм
НЕОДАОСИЗМ (сюань сюе — учение о сокровенном, таинственном), течение китайской философии, возникшее в 3—4 веках и представляющее собой возрождение философского даосизма. В период Вэй-Цзинь (3—5 века) заняло господствующее положение в идеологической жизни Китая. Поскольку одной из главных форм деятельности его приверженцев были возвышенные философские беседы, участники которых старались «лучшим языком выразить лучшие мысли», оно получило также название цин тань (буквально — чистые, безупречные беседы) или сюань янь (буквально — разговоры о сокровенном), так как предметом их рассуждений было сокровенное дао.
Появление неодаосизма, подготовленное учением Ван Чуна, связано с падением династии Хань в 220 году, распадом единой империи, проникновением в Китай буддизма. Основателями неодаосизма были Хэ Янь (Хэ Пишу, 190—249) и Ван Ни (Ван Фусы, 226—249), продолжателями Цзи Кан (Цзи Шуе, 223—262) и Сян Сю (Сян Цзыци, 227— 277), принадлежавшие к группе так называемых семи мудрецов из бамбуковых зарослей, Го Сян (Го Цзысюань, 252—312) и другие. Самым выдающимся представителем неодаосизма был Гэ Хун (Гэ Чжичуань, 283—363), известный под литературным псевдонимом Баопу-цзы. Неодаосисты исходили из идей «Лао-цзы» («Дао дэ цзинъ), «Чжуан-цзы» и «Чжоу-и» («Ицзин»), соединяя их с учением конфуцианства (они считали Конфуция великим мудрецом, стоявшим выше Лао-цзы и Чжуан-цзы), минцзя и других школ. Основной источник сведений о философских концепциях неодаосизма — комментарии к конфуцианским классикам, а также сборники притч и рассказов-анекдотов, особенно произведения Лю Ицина (403—444) с комментариями Лю Сяобяо (463—521) «Ши-шо синь-юй» («Новое изложение рассказов, в свете ходящих»).
Неодаосизм ставил своей целью достижение состояния «фэн лю» (буквально — «ветер и поток») — свободной непринуждённой жизни в согласии с самим собой, собств. природой и природой вообще. В отличие от классического даосизма неодаосизм считал, что дао — это ничто, все вещи спонтанно возникают сами из себя, а не из дао; формула «бытие рождается из небытия» означала для них, что бытие возникает само из себя. Поскольку вся Вселенная находится в постоянном движении и изменении, то общество, человек, институты, мораль должны меняться, приспосабливаться к настоящему моменту. Согласие с этим процессом, следование естественному означает «недеяние», препятствование ему, сохранение устаревшего — «деяние» (т. е. что-то искусственное). Знание должно естественно проистекать из природы индивида, а не быть подражанием мудрецам. Все вещи равны между собой, нет разницы между великим и малым, жизнью и смертью, короткой и длинной жизнью и т. п. В дальнейшем неодаосизм слился с буддизмом и исчез как философское течение.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Литература:
Семененко И. И., Цзн Кан и некоторые моменты идеологическая борьбы в середине 3 в. н. э., в кн.: Вопросы китайской филологии, М., 1974, с. 58—63; Зайцев В. В., Враги и друзья Цзи Кана, там же, с. 48—57; Малявин В. В., Жуань Цзи, М., 1978; Бадылкин Л. Е., Жизненные ценности в «Фэн Лю», в кн.: Десятая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады, ч. 1, М., 1979, с. 93—96; Pung Yu - l a n, A short history of Chinese philosophy, N. Y., 1958, p. 204—40; F о r-k e A., Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie Hamb., U134, S. 181—85, 204—26.