Эмпириосимволизм (Фролов, 1991)
ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ (греч. empeiria — опыт и symbolon — условный знак, символ) — термин, которым философ Юшкевич обозначил свою разновидность эмпириокритицизма. Основная идея эмпириосимволизма — всеобщие понятия (истина, бытие, сущность и т. д.) суть только произвольные символы и ничего реального не отражают — была заимствована им у Маха (считавшего, например, материю всего-навсего логическим символом). В статье «Современная энергетика», помещенной в махистском сборнике «Очерки по философии марксизма» (1908) и в книге «Материализм и критический реализм» (1908), Юшкевич пытался доказать, что объективный мир — это совокупность эмпириосимволов (т. е. символов идеалистически толкуемого опыта), которые призваны систематизировать «первичные данные» коллективного человеческого сознания. Выбор же той или иной системы символики диктуется, по Юшкевичу, удобством интерпретации опыта (здесь очевидно влияние на эмпириосимволизм прагматизма и конвенционализма). Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» показал, что эмпириосимволизм — субъективный идеализм, для которого внешний мир и его законы являются лишь символами познавательной способности человека.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 538.