Теория равновесия Хайдера
ТЕОРИЯ РАВНОВЕСИЯ ХАЙДЕРА (от греч. theoria — исследование). Когнитивная теория межличностных отношений, основанная Ф. Хайдером на понятии хорошего гештальта. В качестве основной единицы анализа рассматриваются триады, представленные такими составляющими, как сам субъект, другой человек и объект (предмет или убеждение), объединенные в какой-то достаточно локальной ситуации. Отношения внутри каждой пары триады могут быть как положительными, так и отрицательными. И в силу того что в данной схеме три отношения (субъект-другой, субъект-объект, другой-объект) и каждое из них имеет два значения, то возможных ситуаций может быть образовано восемь. Причем из этих составляющих могут быть образованы как сбалансированные, так и несбалансированные конфигурации. Четыре из возможных ситуаций являются сбалансированными. 1. Субъект-другой (+), субъект-объект (+), другой-объект (+). Пример этой ситуации — субъект хорошо относится к другому человеку и любит ходить в театр, и этот другой также любит ходить в театр. 2. Субъект-другой (+), субъект-объект (-), другой-объект (-). 3. Субъект-другой (-), субъект-объект (-), другой-объект (+). 4. Субъект-другой (-), субъект-объект (+), другой-объект (-). Здесь отношения субъекта к объекту либо такие же, как отношения к тому же объекту «симпатичного» человека, либо противоположные отношениям «несимпатичного». Четыре оставшиеся ситуации — несбалансированные, так как отношения к объекту вступают в противоречие с отношениями между субъектом и другим человеком. Например, субъект может любить бывать в гостях, где также любит бывать «несимпатичный» ему человек (ситуация: субъект-другой (-), субъект-объект (+), другой-объект (+)). Подобные несбалансированые ситуации вызывают чувство диском-форта и стремление преобразовать их в сбалансированые ситуации. Есть три способа снять дисбаланс: 1. Изменить одно из отношений на противоположное (например, обнаружить в «несимпатичном» человеке хорошие качества). 2. Уменьшить значимость одного из отношений (перестать ходить в гости). 3. Отделить положи-тельное и отрицательное в отношениях (любезно общаться с человеком на вечеринках, но не вести с ним никаких дел). При этом главным является допущение, что несбалансированные, противоречивые когнитивные системы автоматически стремятся к достижению большей уравновешенности за счет изменения личностного отношения к этим системам. Индивид — на основе своего собственного «наивного анализа поведения» — стремится следовать таким установкам, которые способствуют установлению или поддержанию гармоничных отношений между ним и другими людьми. Это может осуществляться посредством внешних действий или в воображении. В качестве одной из когнитивных систем личности выступает соотношение ее возможностей и воспринимаемой сложности задания. Если возможности резко превышают сложность задания, то возникает скука, в противном случае появляется тревожность. Если же сложность задания превышает возможности личности лишь незначительно, то это соответствует предпочитаемому уровню притязаний ориентированных на успех людей, так как оно максимизирует внутреннюю локализацию причин достигнутого результата действия. Другой когнитивной системой личности является приписывание причин либо себе (интернальность), либо внешним обстоятельствам (экстерналыюсть).
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 587-588.
Литература:
Iieider F. The Psychology of Interpersonal Relations. N. Y.: Wiley, 1958; в нем. пер.: Psychologie der interpersonallen Beziehungen. Stuttgart, 1977;
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986;
Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. / Пер. с фр. М.: Мир, 1992. Т. 2.