Принципат (СИЭ, 1968)

ПРИНЦИПАТ (лат. principatus, от princeps - первый, глава) - в Древнем Риме специфическая форма рабовладельческой монархии, при которой формально сохраняются республиканские учреждения. Период принципата, или Ранней Империи, охватывает время с 27 года до н. э. до 193 года н. э. (правление династий Юлиев-Клавдиев (27 год до н. э. – 68 год н. э.), Флавиев (69-96 годы), Антонинов (96-192 годы)). Система принципата начала складываться при Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненную власть народного трибуна) и военную (imperium) власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, комиции (народные собрания), магистратуры (кроме цензоров). Но эти институты потеряли прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. Реальная власть была сосредоточена в руках императорского бюрократического аппарата (префектов, прокураторов, легатов из всадников и даже вольноотпущенников), штат которого непрерывно рос и сфера деятельности расширялась. Объективно система принципата выражала интересы широких кругов рабовладельцев всей Римской империи. Но наиболее прочной ее опорой были бюрократический аппарат, армия и высшие сословия (сенаторы и всадники), расширявшиеся за счет италийской муниципальной и провинциальной верхушки.

В исторической литературе система принципата получила различную оценку. Буржуазные ученые 19 - начала 20 веков, рассматривая принципат главным образом как правовую систему (без связи с социально-экономическими условиями), определяли его как монархию (немецкий историк В. Гардтхаузен, французский ученый Л. Омо, русские историки В. И. Герье, Э. Д. Гримм, М. И. Ростовцев и другие), как республику (немецкий историк Э. Мейер, итальянский ученый Г. Ферреро, американский историк М. Хаммонд и другие) или как диархию - своеобразную систему двоевластия сената и императора (немецкий историк Т. Моммзен, немецкие историки права 19 века и другие).

Идеологические основы генезиса и сущности принципата изучались французским ученым Г. Буасье, немецким историком А. Премерштейном и разрабатываются современными зарубежными историками (французами Ж. Гаже, Ж. Беранже, итальянцем Э. Лепоре, венгерским историком А. Альфёльди и другими). Связь принципата как политической системы с социальной историей Рима устанавливали русский историк Р. Ю. Виппер, немецкий ученый А. Премерштейн, английский историк Р. Сайм и другие. В советской науке возникновение и значение принципата последовательно связывается с социально-экономическим условиями и классовой борьбой в Риме, и принципат рассматривается как особый вид рабовладельческого государства, в котором власть принадлежит одному человеку при формальном сохранении республиканских учреждений (В. С. Сергеев, С. И. Ковалев, С. Л. Утченко и Н. А. Машкин; Н. А. Машкин в своей работе «Принципат Августа» (М.-Л., 1949) исследовал вопросы, связанные с генезисом принципата и его социально-политической сущностью, дал подробный историографический обзор работ о принципате).

И. Л. Маяк. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Литература:

Утченко С. Л., Кризис и падение Римской республики, М., 1965; Alföldi A., Studien über Caesars Monarchie, Lund, 1953; Béranger J., Recherches sur l'aspect idéologique du principat, Lausanne, 1953; Lepore E., Il princeps ciceroniano e gli ideali politici della tarda republica, Napoli, 1954.

Понятие: