Клюнийская реформа
КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА - совокупность преобразований, осуществленных в конце 10-11 веков в католической церкви и направленных на ее укрепление. Центром движения за реформу церкви стало бенедиктинское аббатство Клюни (Cluny) в Бургундии (Франция), основано в 910 году герцогом Гийомом Аквитанским (отсюда название движения - клюнийское). Основные пункты требования клюнийцев: реформирование монастырей, введение в них нового, сурового устава (точнее - восстановление старого бенедиктинского устава 6 века, не соблюдавшегося фактически в монастырях), основанного на принципах строгого аскетизма и послушания, строгий контроль за соблюдением целибата (безбрачия духовенства), запрещение симонии (продажи и покупки церковных должностей), провозглашение полной независимости реформированных монастырей от какой-либо светской и местной духовной власти (т. е. от епископов) и непосредственное подчинение их папе. Под главенством Клюни (или на основе принципов клюнийской реформы) возникла могущественная централизованная конгрегация, включавшая сотни монастырей (основанных вновь или реформированных) главным образом во Франции, а также в Германии (где центром движения стало аббатство Хиршау), Англии, Северной Италии, Испании. Большую роль в проведении клюнийской реформы играли крупные светские феодалы, часто выступавшие основателями новых монастырей, жаловавшие им земли и назначавшие аббатов монастырей (или влиявшие на их выборы); аббаты клюнийских монастырей в большинстве принадлежали к феодальной знати, монахами были выходцы из рыцарства. В целом клюнийское движение представляло по своей социальной сущности попытку приспособить церковные институты (находившиеся к 10 веку в глубоком упадке) к новым условиям феодальной раздробленности (непосредственная связь реформированных монастырей с феодальными сеньором). Политической и экономической заинтересованностью в этом всего феодального класса (а не возрождением «духа религиозности», как утверждают многие буржуазные историки) объясняются быстрые успехи клюнийской реформы. Клюнийское движение играло большую роль в общественно-политической жизни Западной Европы 11 века. Ему покровительствовали первоначально некоторые императоры «Священной Римской империи» (Генрих II и особенно Генрих III). Однако программу клюнийцев (в частности, осуждение клюнийцами светской инвеституры, рассматривавшейся ими как крайняя форма симонии) удалось использовать в первую очередь папству, сделавшему ее своим орудием в борьбе с императорами за инвеституру. Из числа приверженцев клюнийской реформы (и даже клюнийских аббатов) вышел ряд пап; одним из ее руководителей был Гильдебранд (будущий папа Григорий VII). Клюнийская реформа привела к образованию могущественного слоя нового монашества, к значительному укреплению католической церкви и громадному росту папской власти в 12-13 веках.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.
Литература:
Чайковская О. Г., Клюнийское движение X-XI вв., его социальный и политич. характер, в сб. : ВИРА, (т.) 8, М., 1960.