Критический рационализм
КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ (от греч. kritike — искусство разбирать, судить и лат. rationalis — разумный). В основе учения о познании, сформулированного К. Понпером, лежит модель субъекта, который активно выдвигает гипотезы об окружающем мире. В ходе его поисковой деятельности происходит осмысливание новых знаний в аспекте выдвинутых гипотез, за счет чего осуществляется их коррекция. Данная теория базируется на ряде основных посылок: все люди решают проблемы, которые существуют объективно; по каждой проблеме возможно бесконечное число гипотез; при этом объект познания не знает заранее, какие гипотезы верны, а какие ошибочны; исключение ряда гипотез происходит при решении проблемы в ходе активного экспериментирования; при попытке опровергнуть гипотезы (за счет процедуры фальсификации) неудачные гипотезы либо устраняются, либо корректируются. Позиция К. Поппера выражает собой дедуктивный подход к проблеме нового знания и противоположна индуктивизму, в рамках которого решающая роль в познании отводится нахождению общего основания для различных феноменов и обучению через повторение. Здесь акцент делается на двух основных механизмах познания: отборе: гипотез и критическом устранении ошибок.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 281.
Литература:
Поппер К., Логика и рост научного знания. Избранные работы. М.: Прогресс, 1983;
Поппер К., Логика научного исследования. М.: Республика, 2005.