Гилозоизм
ГИЛОЗОИЗМ (от греч. ύλη — материя и ζωή — жизнь), термин, введённый Кедвортом в 1678 году для обозначения натурфилософской концепций (преимущественно ранних греческих философов), отрицающих границу между «живым» и «неживым» и полагающих «жизнь» имманентным свойством праматерии. Как учение о всеобщей одушевлённости универсума гилозоизма — синоним панпсихизма, однако его не следует отождествлять с витализмом, отделяющим «жизненную силу» от физико-химической материи. Гилозоизм — противоположность механицизма с его представлением о косной, «мёртвой» материи, с одной стороны, и внешней «силе» как источнике её движения — с другой.
Гилозоизм ранней научно-философской традиции уходит своими корнями в древнейшие анимистические представления (см. Анимизм). Гилозоизм отождествляет «живое» и «сущее», понимает бытие как «жизнь», а небытие — как «смерть». Существенность этой концепции для ранней греческой «науки о природе» (φυσιολογία) уясняется уже из этимологии слова φύσις — «природа», восходящего к пра-индоевропейскому корню *bheu-/bhu- — «быть», «существовать», «растя» (как и русское «быть», «бы-линка»), выражающему идею «ставшего бытия» как результата произрастания на свет. Отсюда — название простейших онтологических сущностей (элементов) «корнями» (Эмпедокл) или «семенами» (Анаксагор). В более или менее чистом виде гилозоизм засвидетельствован для Фалеев («всё полно богов» со ссылкой на одушевлённость магнита и янтаря), Анаксимена (В 2), Гераклита (В 30) и Диогена Аполлонийского. Откровенному гилозоизму платоновского «Тимея» (космос как живой организм) противостоят весьма умеренные гилозоистические рудименты у Аристотеля (особенно в теории надлунного мира). Чистый гилозоизм, как правило, требует последовательного монизма и исключает необходимость демиурга, отсюда — частая близость гилозоизма к пантеизму. Додумывание гилозоистических предпосылок до конца приводит к построению последовательного параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса (Анаксимен, Гераклит, платоновский «Тимей», стоицизм); целесообразность космического организма оказывается естественным мостом к телеологическому объяснению природы (начиная с Диогена Аполлонийского).
Предельным случаем гилозоизм можно считать гилоноизм (греч. νους, νόος — «сознание, дух, разум»; термин предложен голландским учёным В. Вердениусом в 1977 году) — учение о наделённости праматерии сознанием или о панестезии («всечувствительности») бога-универсума, засвидетельствованное, например, для Ксенофана (В 24), Гераклита (В 64), Диогена Аполлонийского (В 4) и Эмпедокла (В 110, 10), и особенно близкое к новоевропейскому панпсихизму (Фехнер и др.).
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Литература:
Spiter H., Über Ursprung und Bedeutung dos Hylozoisrnus, Graz, 1881; GuLhrie W. K. G., In the betiinmng Some Greek views on the origins of life and the early state of man Ithaca, 1965; Verdenius W. J., Hylozoism in early Greek thought, «Janus», 1977, v. 64, p. 25 -40