Тельпочкалли
ТЕЛЬПОЧКАЛЛИ. Обучение в тельпочкалли было более простым по сравнению с кальмекак, где огромное внимание уделяли интеллектуальному развитию и религиозному воспитанию. В каждом административном центре, крупном городе или квартале имелось собственное тельпочкалли. Учащиеся в тельпочкалли были более самостоятельны. Мальчиков, обучавшихся в этом заведении, готовили к походной жизни и войне, и поэтому им предоставлялась большая свобода. Под руководством нанятых государством наставников, тельпочтлатоке («учитель молодых людей») или ичпочтлатоке («учительница девушек»), учащиеся проходили большую часть программы кальмекак, но от них не требовали такого послушания и особо примерного поведения. На закате, после окончания дневных занятий, учащиеся отправлялись в куикакалъко, дом пения, где пели и плясали до глубокой ночи. С начала обучения мальчики прислуживали более опытным воинам, нося оружие и изучая военное искусство. Повзрослев, они могли принимать участие в битвах и брать в плен врагов, чтобы затем при-нести их в жертву.
Царившая в каждом типе школы атмосфера порождала соперничество. Ученики кальмекак смотрели сверху вниз на учащихся тельпочкалли, считая их несдержанными и легкомысленными. Саагун под держал эту точку зрения, охарактеризовав учеников телъпочкалли как людей, ведущих распутный образ жизни, неясно выражающих свои мысли и гордых. Этот антагонизм бурно проявлялся в месяц Атемостли, когда молодежь из кальмекак и ученики телъпочкалли устраивали между собой шуточные потасовки. Не способствовало замирению между ними также и то обстоятельство, что покровителем кальмекак являлся бог Кецалькоатль, а телъпочкалли — Тескат- липока, враг Кецалькоатля.
Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 462-463.