Раннегреческая тирания (ВИ, 1955)
В ряде случаев в результате переворотов власть сосредоточивалась в руках единоличных правителей, тиранов, пользовавшихся в большей или меньшей мере поддержкой демоса (земледельцев, торгово-ремесленных слоев). Термины «тирания», «тиран» не имели в то время отрицательного значения, которое им начали придавать позже. Тираном называли того, кто захватил единоличную власть, как правило, путем переворота. В большинстве случаев остриё тирании было направлено против родовой аристократии. Так, например, когда тиран Кипсел (около 658—628) захватил власть в Коринфе, оттуда были изгнаны аристократы, земли их были конфискованы и распределены между беднейшими гражданами. Политику Кипсела продолжал его сын и преемник Периандр (около 628—585). Наряду с прежним городским советом старейшин он организовал в районе, населённом земледельцами, новый совет, состоявший из их представителей, превратил земледельческий культ бога Диониса в общегосударственный культ, основывал колонии и вёл внешнюю политику, отвечающую интересам коринфских торговцев и ремесленников. При Периандре Коринф превращается в богатый и сильный город. Строятся новые гавани, в городе возводятся общественные здания; развивается искусство: при дворе тирана лучшие музыканты и поэты того времени демонстрируют и совершенствуют своё мастерство. Сходную политику проводили тираны Мегар и Сикиона.
Одним из самых известных в древности тиранов был самосский тиран Поликрат (вторая половина VI в. до н. э.). В годы его власти самосский флот господствовал в греческих водах, а Самос стал одним из самых богатых и многолюдных городов Греции. Опираясь на торговоремесленные круги, Поликрат повёл борьбу против аристократии. Многие из её представителей были изгнаны из Самоса. Для того, чтобы привлечь на свою сторону массу свободного населения. Поликрат организует большие общественные работы. Геродот восхищался тремя «громаднейшими из всех эллинских сооружений» на Самосе: туннелем-водопроводом длиной, по его словам, в 7 стадий (более 1,3 км), земляным молом в море (длиной около 360 м) и обширнейшим из всех греческих храмов.
Через тиранию прошли многие греческие города, в том числе и Афины, но нигде этот режим не оказался долговечным. Дельфийский оракул, по словам Геродота, ответил на вопрос Кипсела о будущем: «Блажен... Кипсел... царь славного Коринфа, и он сам, и дети его, но не дети его детей». Изречение оракула, очевидно, отражало распространенное мнение о недолговечности тирании. В глазах большинства граждан эта форма государственного строя оправдывала себя лишь постольку, поскольку она была направлена против господства родовой аристократии. Но коль скоро господство это было уже сокрушено, тиранический режим переставал отвечать интересам демоса. В результате тирания теряла свою социальную опору, и на смену ей приходили другие политические формы, в большей мере отвечающие интересам класса рабовладельцев.
В Коринфе тирания пала вскоре после смерти Периандра. Власть перешла к наиболее состоятельным слоям сформировавшегося уже класса рабовладельцев, который установил республиканскую форму правления. Примерно то же самое наблюдается и в ряде других греческих городов. Общая линия политического развития Греции в VII—VI веказ вела через тиранию к республиканским формам государственного строя в двух основных его вариантах. В одних государствах установился строй рабовладельческой демократии, т. е. господства всей массы рабовладельцев с участием широких слоев свободных, причём верховная власть принадлежала формально народному собранию всех полноправных граждан. В других государствах установилась рабовладельческая олигархия, т. е. господство наиболее состоятельной части рабовладельцев, управлявших государством через совет более или менее узкого состава.
«Во времена рабовладельческие,— говорил В. И. Ленин,— в странах наиболее передовых... которые целиком покоились на рабстве, мы имеем уже разнообразные формы государства. Тогда уже возникает различие между монархией и республикой, между аристократией и демократией» *.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том I. М., 1955, с. 658-660.
Примечания
* В. И. Ленин, О государстве, Соч., т. 29, стр. 442