Профессиональные интересы
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ (от лат. profiteer — объявляю своим делом и interest — важно). Элементы мотивационно-потребностной сферы, которые обращены на различные виды профессиональной деятельности и побуждают к овладению ими. В ряду других форм мотивации, связанных с преобразованием предмета деятельности, профессиональные интересы — по механизмам эмоционального удовлетворения — связаны не столько с продуктом или результатом деятельности, сколько с процессом. Характерно, что их удовлетворение не приводит к психологическому насыщению, так как они поддерживаются самоценными переживаниями захваченности. Исследования. Показано, что профессиональные интересы развиваются в контексте ведущих деятельностей, свойственных тому или иному этапу психического и профессионального развития (Р. Золле, Д. Сьюпер). В этом развитии они проходят ряд стадий: зарождение отдельных интересов, их оформление в предметном контексте, начало формирования системы интересов (ее аморфность) и ее кристаллизация, наступающая, по мнению Э. Тодта, до 15 лет и являющаяся одним из основных признаков зрелости профессиональных установок (TodtE. Das Interesse. Empirische Untersuchungen zu einem motivations Konzept. Bern: Huber, 1978). В развитии профессиональных интересов большую роль играет половая дифференциация: девушки больше ориентированы на межчеловеческие отношения, а юноши — на достижение независимости. В частности, при выборе технических специальностей девушки более интересуются совершенствованием технологий и использованием их для социальных нужд, юноши — оптимизацией конструкций. По мере вхождения в профессию половые различия все больше стираются (Я. Хардинг). Биологический подход к анализу индивидуального развития профессиональных интересов реализован прежде всего в психоаналитических теориях. Здесь данное развитие понимается как процесс связывания эмоциональных состояний, обусловленных базовыми организмическими потребностями, с определенными предметами или действиями с ними (катексис). При созревании потребностей ребенка и при их столкновении с социальными запретами происходит фиксация на этих потребностях, в силу этого им придается особая ценность; в дальнейшем эта фиксация обусловливает стремление к удовлетворению исходных потребностей уже в области профессиональных занятий. Так, например, утверждается, что агрессия может приводить к выбору профессии хи-рурга, а фиксация на действиях царапанья — к выбору занятий столяра или плотника (Вогdin Е. S. A Theory of Vocational Interests as Dinamic Phenomena // Educational and Psychological Measurement. 1943. N 3). Особое место в данной традиции занимает Э. Роу, создавшая двухфакторную теорию профессиональных интересов (Roe A. The Psychology of Occupations. N. Y., 1956). Близко к психоаналитическим подходят характерологические теории развития профессиональных интересов, в которых они понимаются как отдельные аспекты универсальных типов жизнедеятельности, как, например, у Э. Шпрангера, Дж. Л. Холланда (Holland J. L. The Psychology of Vocational Choice. Waltham: Mass, 1966), E. А. Личко. В социальных подходах к развитию профессиональных интересов в качестве ведущих механизмов рассматриваются рефлексивные процессы, связанные с оценкой результативности деятельности по социально задаваемым образцам. Так, например, интерес может рассматриваться как чувство компетентности при выполнении той деятельности, которая в силу операциональной готовности наиболее удается (Е. Л. Деци, С. П. Смит, М. Гебхард), или как выученный эталон идентификации со значимыми другими (А. Бандура, В. Мишел). С. Л. Рубинштейн определял интерес как сосредоточенность мыслей на определенном предмете, вызывающую стремление ближе с ним ознакомиться, глубже в него проникнуть. Интерес действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. При этом интерес побуждает соответствующую деятельность и может переходить в склонность. Интересы различаются по уровням оформленности, охвату, распределению, силе, устойчивости и т. д. В ходе индивидуального развития интересы формируются по мере того, как дети вступают во все более сознательные контакты с окружающим миром, осваивая в процессе обучения и воспитания исторически сложившуюся и развивающу-юся культуру. Контролируемое формирование интересов в подростковом и юношеском возрасте служит залогом дальнейшего профессионального пути (Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2). Структура. В решении вопроса о систематике профессиональных интересов в настоящее время наиболее распространен эмпирический подход, когда в качестве основного критерия выделения тех или иных профессиональных интересов рассматривается современное разделение общественного труда (по социологическим и демографическим данным). Примером может служить известный опросник Дж. Ф. Кьюдера, основанный на его классификации профессий. Попыткой выйти за рамки чисто эмпирического основания можно назвать факторно-аналитическое исследование Дж. П. Гилфорда, в котором были объединены личностные признаки и признаки интересов, а также шестиугольную модель интересов Дж. Л. Холланда. Диагностика. Признано, что субъективные методы (опросники, интервью) лучше выявляют профессиональные интересы, чем объективные (тесты достижений и интеллекта). Но в существующих опросниках как раз феноменологический признак (эмоциональный аспект интересов) реализован недостаточно, что приводит к неразличению профессиональных интересов от других форм мотивации, прежде всего от намерений. По своей форме опросники для диагностики профессиональных интересов могут подразделяться на: 1) основаные на «принудительном выборе» (forced choice), когда испытуемому из нескольких занятий предлагается выбрать одно («Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова, «Тест профессиональных интересов. Форма АА» М. Ирле); 2) основаные на «свободном выборе» (Jree choice), когда надо достаточно точно определить степень интересности занятия («Карта интересов» А. Е. Голомштока); 3) основаные на рейтинговых шкалах («терминальные ценности» в методике М. Рокича). Существуют проективные стратегии выявления профессиональных интересов, например «Тест профессиональных изображений» М. Ахтниха. Есть также опыт использования теста репертуарных решеток для оценки профессиональных интересов, когда предъявляемые по три профессии сравниваются по степени их схожести или различия (У. Кляйнбек). Методики диагностики профессиональных интересов различаются также и по аспектами деятельности: в одних выявляется отношение к предметам деятельности (работа с людьми, с математическими символами и пр.), в других — к конкретным операциям (наблюдение, анализ, проверка). Наиболее комплексной методикой является «Бланк профессиональных интересов» Э. К. Стронга, где выявляются отношения к профессиям, к школьным предметам, к развлечениям, спорту и играм, к занятиям профессионального вида, к личностным свойствам и т. д.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 453-454.
Литература:
Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983;
Кондаков И. М. Экспериментальный анализ некоторых структурных особенностей профессиональных интересов // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.