Папство (ВИ, 1958)
Являясь опорой феодального строя, папство пользовалось в XVI веке поддержкой многих европейских государств. Оно всё ещё распоряжалось весьма значительными средствами, собираемыми с католиков, но не обладало уже прежней мощью. В условиях складывания в Европе абсолютистских государств, в обстановке широкого распространения Реформации папство, несмотря на все свои усилия, было вынуждено окончательно отказаться от свойственных ему в XII—XIII веках притязаний на установление своего господства во всём феодальном мире. Политическая роль католической церкви всё более падала, её влияние было подорвано.
Папы одновременно были мелкими государями Италии со всеми характерными чертами, присущими правителям этого типа, — склонностью к интригам, неразборчивостью в средствах, продажностью, вероломством и лицемерием. Наиболее характерными фигурами пап этого времени был Александр VI Борджа (1492— 1503), известный своими чудовищными преступлениями, и Юлий II (1503 — 1513) — типичный кондотьер на папском престоле, участвовавший в бесконечных войнах. Папы постоянно натравливали одни итальянские государства на другие с целью их захвата или подчинения своему влиянию. Эта политика папства являлась серьёзным препятствием для преодоления политической раздробленности Италии.
Таким путём папам удалось несколько расширить территорию своего государства: Юлий II присоединил к нему Болонью, а в конце XVI века была захвачена Феррара. Население Папской области было разорено очень тяжёлым налоговым гнётом и жестокой эксплуатацией, а развитие производительных сил подорвано. По степени нищеты и бесправия народных масс папское государство могло сравниться только с испанскими владениями в Италии.
В то же время папы возглавили совместно с Габсбургами с 40-х годов XVI века общеевропейскую католическую реакцию с целью укрепления позиций церкви. Италия оказалась первой жертвой этой реакции. В 1542 году в Италии была реорганизована инквизиция и создан инквизиционный трибунал в Риме. Во всей стране, за исключением Венеции, начали свирепствовать инквизиционные суды. Лица, заподозренные в малейшем отклонении от церковной догмы, подвергались суровым преследованиям. В 1559 году папа Павел IV опубликовал впервые индекс (список) запрещённых книг; чтение книг, занесённых в индекс, каралось смертной казнью, многочисленные выдающиеся произведения литературы и науки сжигались на кострах. Ни одной книги нельзя было напечатать без особого разрешения инквизиторов. Орден иезуитов, утверждённый папой в 1540 году и ставший главным орудием католической реакции, оказывал огромное влияние на политическую и духовную жизнь страны. В Италии было основано много иезуитских школ, учреждённая в Риме коллегия превратилась в высший центр подготовки иезуитов. Реформационные движения в Италии были искоренены. Многие лютеране и кальвинисты бежали из итальянских городов, в которых начала распространяться Реформация, во Францию, в Женеву, Нидерланды, Польшу. Немало передовых мыслителей и крупнейших учёных погибло на костре, подобно Джордано Бруно в 1600 году, или сделалось узниками инквизиции, как Галилео Галилей. В Сицилии и в Сардинии была учреждена испанская инквизиция, но испанскому правительству всё же не удалось ввести её в Южной Италии и Миланском герцогстве из-за сопротивления широких слоев населения. Следствием реакции было распространение в Италии в XVII в. разнообразных суеверий, увлечение магией и алхимией. Участились ведовские процессы, происходило массовое сожжение «ведьм».
Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 119-120.