Франкфуртская школа (Осипов, 2014)

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА - одно из наиболее влиятельных течений в неомарксизме, организационно оформившееся в 1930-е годы на базе возглавлявшегося М. Хоркхаймером (с 1931 года) Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне и руководимого им (с 1932 года) «Журнала социологических исследований». В 1934—1939 годы институциональный центр Франкфуртской школы располагался в Женеве, затем в Париже (при Высшей нормальной школе); с 1939 года — в США (при Колумбийском университете); с 1949 года — в ФРГ, во Франкфурте-на-Майне. Главные теоретики Франкфуртской школы Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабермас; ее видными представителями являются также Л. Левенталь и Ф. Поллок (первое поколение), А. Шмидт, А. Вельмер (второе поколение) Франкфуртской школы. Теоретические истоки Франкфуртской школы — марксизм; «левый» фрейдизм, принявший в Германии форму «фрейдо-марксизма», а во Франции — сюрреализма (А. Бретон). На формирование Франкфуртской школы оказали также влияние идеи, заимствованные из ницшеанства и ницшеански ориентированной «антропологической» социальной философии и социологии (X. Фрайер). 

Сквозные мотивы теории Франкфуртской школы — проблематика отчуждения (истолкованного в духе гегелевского и неогегельянского отождествления отчуждения и опредмечивания, отчуждения и объективации) и проблематика рациональности («рационализации»), восходящая к М. Веберу, но получившая у теоретиков Франкфуртской школы иную оценку и сомкнутая с проблематикой отчуждения. Основная социально-философская тема Франкфуртской школы — тема «позднего капитализма» с характерной для него «фашизоидностью» (независимо от того, реализовалась ли она в фашистских режимах или нет). Она представляет собой дальнейшую разработку идеи индустриального общества, первоначально возникшей в лоне антропологической ориентации в немейкой социальной философии и социологии (X. Шельски, Фрайер).

Основная социологическая и социально-психологическая тема Франкфуртской школы — теоретическая концептуализация понятия «авторитарная личность» (Фромм, Хоркхаймер) и попытка с помощью конкретно-социологического исследования доказать, что ему действительно соответствует определенная человеческая реальность. Основная методологическая тема Франкфуртской школы — антипозитивизм в социологии, принявший самую крайнюю форму — отрицания всей «традиционной» науки (как естественной, так и социальной), расцениваемой как основной инструмент капиталистической эксплуатации и угнетения и наиболее адекватное воплощение буржуазной идеологии. Влияние Франкфуртской школы на Западе возрастало с конца 40-х до начала 70-х годов 20 века, сначала в области социологии культуры и искусства, затем в сфере социологической методологии и «макросоциологии». Франкфуртская школа оказала большое воздействие на развитие неомарксизма в ФРГ, США, Франции и Италии. В атмосфере «марксистского ренессанса» в западной общественной мысли 1960-х годах, во многом инициированного именно теоретиками Франкфуртской школы, сложилась и пробила себе дорогу леворадикальная («критическая») социология.

Социально-философские концепции Франкфуртской школы сыграли значительную роль в идеологическом оформлении движения «новых левых» (в особенности его экстремистского крыла). Это движение, обеспечившее Франкфуртской школе популярность в леворадикальных кругах западногерманской, американской и французской интеллигенции в период подъема, в то же время привело к обострению внутренних противоречий Франкфуртской школы в связи с появлением среди ее представителей экстремистских и нигилистических тенденций. Эти противоречия сопровождались организационным распадом Франкфуртской школы, чему способствовала также смерть ее руководителей и вдохновителей — Адорно и Хоркхаймера, которые в конце жизни выступили против экстремизма как в рядах «новых левых», так и среди молодых представителей Франкфуртской школы.

Ю.Н. Давыдов

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 549-550.

Литература:

Давыдов Ю.Н. Критика соц.-филос. воззрений Франкфуртской школы. М., 1977; Социальная философия Франкфуртской школы. М., 1978; История теоретической социологии: В 4 т. Т. 2. М., 1998; Дмитриев А.Н. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа (1920—1930-е гг.). СПб., 2004.