Экстремизм (БАПЭ, 2009)
ЭКСТРЕМИЗМ (от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним мерам в политике, совокупность идей, намерений, оправдывающих при принятии решений крайние меры.
Экстремизм не представляет собой единой системы взглядов: он всегда ситуативен. Как правило, этот термин применяют для характеристики политических сил, выступающих против существующего строя и использующих при этом нелегитимные методы, вплоть до жесткого физического насилия. Но экстремизм более широкое понятие, он встречается и в других сферах жизни общества — в экономике, культуре, религии и даже науке.
Экстремизм противоположен центризму. Девизы экстремистов: «Что не до смерти — то ложь!» и «Гильотина — лучшее лекарство от перхоти» — предполагают отказ от таких инструментов политики как диалог, переговоры, компромиссы, которые называются «пустой болтовней». «Нормальным» считается конфликтное, агрессивное навязывание собственной точки зрения.
Политический экстремизм возникает как реакция некоторых слоев общества на кризисные явления в той или иной социальной системе. В условиях, когда органы государства, общественные институты не способны дать ответ на то, как разрешить накопившиеся противоречия, силы, выступающие с позиций экстремизма, пытаются навязать обществу радикальные и скорые решения. Именно так поступили якобинцы во время Великой французской революции (1789–1799), предложив массам программу экспроприации собственности дворян и физического уничтожения аристократов.
В России из числа антиправительственных организаций, боровшихся с царизмом, на первые позиции вышли эсеры и большевики, выступавшие с крайне радикальных позиций. После Октябрьской революции коммунисты в короткий период провели ряд мер по разрушению институтов свергнутого строя и, как и якобинцы, развязали в стране «красный террор».
Кризис Веймарской республики привел к победе в стране приверженцев национал-социализма, придавших при диктатуре А. Гитлера «законную силу» наиболее агрессивным устремлениям правого экстремизма и расизма.
Разгул ультраправого и ультралевого экстремизма нередко заставляет правительство ужесточать политику и подталкивает к введению чрезвычайных мер и ограничению деятельности демократических институтов в стране.
Так, мятеж генерала Франсиско Франко против республиканской Испании (1936–39) во многом был реакцией на ситуацию в стране, где правительство Народного фронта стало заложником в руках многочисленных экстремистски настроенных левых партий, а Испания превратилась в арену столкновений между коммунистами, социалистами, троцкистами, анархистами.
Однопартийная система и режим личной власти президента Хосни Мубарака в Египте объясняются необходимостью решительной борьбы с фундаменталистами из организации «Братья-мусульмане».
Активно протестуя против устоев современного общества, политические экстремисты, тем не менее, остаются его неотъемлемой частью, являясь своеобразным барометром социальных настроений. Когда деятельность радикалов приобретает явно выраженный антисистемный характер и сопровождается актами насилия, руководство государства, помимо пресечения деятельности экстремистских групп, должно проанализировать причины возникновения экстремизма в обществе. Так было в 1970-е годы в Германии и Италии, когда деятельность ультралевых групп привела к многочисленным жертвам, а на Аппеннинах и вовсе поставило государство на грань краха.
Политическому экстремизму во все времена сопутствовал экстремизм религиозный. В Средние века и эпоху Реформации представители деструктивных сект часто с оружием в руках боролись с официальной властью и Церковью (восстание Дольчино в Италии, альбигойские войны на юге Франции и гуситские в самом центре Европы — в Чехии и сопредельных странах, Крестьянская война в Германии и т. д.). Для всех экстремистов той эпохи общим было стремление военным путем, путем насилия, террора перестроить жизнь общества согласно своим представлениям о справедливости и благе. Все эти социальные эксперименты сопровождались бесчинствами, произволом, казнями.
Именно необходимостью остановить террор деструктивных тоталитарных сект было вызвано создание инквизиции римско-католической церковью.
Религиозный экстремизм в наше время характерен и для мусульманского мира. Практически в каждой исламской стране действуют силы, использующие в борьбе против режима террор (см. Терроризм). В ортодоксальном исламе отсутствует разделение между государством и верой. В идеале для мусульманина шариат не только регулирует нормы его личного поведения, но должен стать основным законом исламского государства.
Радикальную попытку осуществить эти взгляды на практике предприняли талибы в Афганистане во второй половине 1990-х годов, но этот эксперимент закончился обострением гражданской войны в стране и агрессией войск НАТО.
Экстремизм часто проявляется и в экономике. Как правило, это принятие непродуманных, часто популистских решений, не подкрепленных ресурсами страны, строительство больших промышленных объектов, которые никогда не окупятся и т. д.
Примером вопиющего радикализма стала либерализация цен в 1992 году и последующая экономическая политика кабинетов Е. Гайдара и В. Черномырдина. Господствовавший в 1990-е гг. «либеральный экстремизм» провозглашал необходимость «шоковых» реформ для навязывания большинству воли меньшинства.
Сегодня часто говорят также о молодежном экстремизме, национальном экстремизме. Элементы экстремизма встречаются и во многих произведениях искусства и литературы, созданных, прежде всего, с целью эпатажа и провокации. В науках, особенно общественных, это проявляется в создании сомнительных теорий (А. Фоменко, Г. Носовский и проч.)
Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.