Реконкиста (ВИ, 1957)
Одновременно с Арабским государством, занимавшим большую часть Пиренейского полуострова, на его крайнем северо-востоке продолжали существовать части бывшей Испанской марки (с главным городом Барселоной), основанной Карлом Великим в процессе его борьбы с арабами, а на северо-западе — остатки Вестготского королевства (королевство Астурия). Именно отсюда началось то широкое освободительное движение, которое известно под именем реконкисты, т. е. отвоевания занятых арабами территорий.
Во время реконкисты, начавшейся уже в VIII—IX веках, небольшие раннефеодальные государства северо-западной и северо-восточной части Пиренейского полуострова (Астурия, Галисия, Леон, графство Португальское, Кастилия, Арагон, графство Барселонское, княжество Наваррское и др.) стали сливаться и расширяться. В результате этого процесса выросли такие большие государства средневековой Испании, как Кастилия, Арагон и Каталония. В ходе реконкисты закладывались и основы будущих народностей — испанской и португальской.
В реконкисте участвовали все классы складывавшегося феодального общества, однако основной движущей силой этой освободительной борьбы было крестьянство. При продвижении на юг крестьяне Северной Испании заселяли вновь отвоёванные земли, которые были опустошены постоянными войнами, и, таким образом, реконкиста приобретала одновременно характер колонизационного движения. Переселяясь в пограничные области, многие крестьяне добивались личного освобождения от крепостной зависимости. Наряду с крестьянством большую роль в реконкисте сыграло и городское население (купцы и ремесленники). Его участие в реконкисте в значительной мере объясняется тем, что оно было заинтересовано в продвижении на юг, так как Южная Испания в Х—XI вв. была в экономическом отношении более развита, чем Северная. Активную роль в реконкисте играло и мелкое рыцарство, хотя основную выгоду из неё извлекали главным образом крупные феодалы (светские и церковные).
Во время реконкисты чрезвычайно усилилась и католическая церковь. Это объясняется прежде всего тем, что церковные учреждения и должностные лица церкви в качестве представителей господствующего феодального класса захватывали большое количество отвоеванных у арабов земель. Очень часто эти захваты оформлялись в виде дарений со стороны королей и крупных светских феодалов. Церковь играла также большую идеологическую роль в период реконкисты, происходившей под знаменем религиозной борьбы христиан с «неверными» (мусульманами).
Различные государства, из которых сложилась будущая объединённая Испания, проделали во время как мирного общения, так и военных столкновений с арабами и берберами свой особый путь развития. Поэтому история каждого из этих государств, прежде чем наметилось и произошло их слияние, должна рассматриваться отдельно.
Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 208-209.