Развитие восприятия в онтогенезе

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ (от греч. ontos — сущее + genesis — происхождение). Процесс структурных изменений процессов восприятия по мере индивидуального развития. Так, с момента рождения и до 1,5- 2 лет происходит реализация генетически заложенных программ, которые предопределяют восприятие отдельных свойств окружающей среды. Р. Франц разработал «метод зрительного предпочтения», при помощи которого было вы-явлено, что младенец изначально способен к различению физических характеристик актуальной ситуации (Франц Р. Восприятие формы // Восприятие: механизмы и модели. М., 1974). В частности, было показано, что уже в первые часы жизни младенец способен выделять человеческое лицо в зрительном поле. В исследованиях Э. Гибсон и Р. Уока с использованием метода «зрительного обрыва» (стекло, горизонтально положенное на стол, имеющий достаточно широкую прорезь) было показано, что с самого рождения младенцы могут воспринимать глубину. Кроме того, в этот период проявляются те программы, которые были сформированы на стадии пренатального развития (как, например, ориентировка на сердечный ритм матери). Показано, что развитие восприятия в значительной мере определяется степенью обогащенности окружающей среды информацией. Так, в экспериментах К. Блэкмора и Г. Купера котята сразу после рождения помещались в особые условия. Они проводили основное время в темноте, но на 5 часов в сутки помещались в специально сконструированные цилиндры, на стенках которых были нанесены либо горизонтальные, либо вертикальные полосы. В дальнейшем те котята, которые не видели горизонтальных линий, в жизни также их не воспринимали, но адекватно реагировали на вертикальные, а лишенные вертикальных образцов, наоборот, не могли воспринимать вертикальные. В исследованиях Р. Хельда и А. Хайна была показана роль активных действий в развитии восприятия. Котят, которые еще не начали активно двигаться, содержали в темноте. Затем их объединяли в пары, каждая из которых ежедневно проводила 3 часа в освещенном аппарате, называемом каруселью. Один котенок из двух был активен, а второй — пассивен, все действия активного котенка транслировались через механическую передачу пассивному, так что оба видели одинаковые элементы окружающей среды. После эксперимента тестировали двух котят каждой пары с помощью тестов на рефлекторное вытягивание лапы по направлению к предмету, моргание при приближающемся объекте и восприятие глубины при прохождении «визуального обрыва». Обнаружено заметное отставание пассивных котят. Правда, это отставание преодолевалось, если их помещали на 48 часов в освещенное помещение, где они могли самостоятельно двигаться. В дальнейшем в развитии ребенка основным фактором, обусловливающим построение адекватных перцептивных действий, становятся практические действия по преобразованию предметов окружающей среды (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец и др.). При развитии деятельности происходит сокращение внешних практических компонентов и свертывание перцептивных действий. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни. При этом, как показано в исследованиях А. В. Запорожца, решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. У ребенка вырабатывается целостная система оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие. Еще до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6-12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учеб-ной). После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность.

Т. И. 

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 483-484.

Литература:

Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978;

Ямщиков А. Н. Зрительное восприятие формы младенцами // Вопросы психологии. 1978. № 4;

Психология формирования и развития личности/ Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981;

Сергиенко Е. А. Проблемы психического развития: некоторые острые вопросы и пути их решения // Психологический журнал. 1990. № 1.

Понятие: