Суд [в Японии эпохи Эдо]
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА. Примером в этой области может служить Кудзиката осадамэ гаки, вид судебного кодекса, применявшегося к простолюдинам. Проект этого сборника законов и юридических норм был создан восьмым сёгуном Есимунэ под влиянием китайских кодексов династий Мин и Цин. Сборник был закончен в 1742 году, но его окончательное завершение датируется 1743 годом. Он постоянно расширялся до 1754 года. Он держался в секрете, и лишь ограниченное количество экземпляров было вручено служащим, подчиненным чиновникам судебного ведомства — хёдзёсё.
Сборник состоял из двух томов. Первый том состоял из 81 текста постановлений, второй же был сводом законов. Несмотря на свой секретный характер, он, похоже, получил распространение в некоторых владениях. Он был известен даже среди простолюдинов в эру Кансэй (1789—1801) благодаря копиям, сделанным судебными служащими. К сожалению, эти копии содержали множество ошибок.
Широкое распространение получил главным образом второй том, впоследствии он был издан отдельно. Стремясь регламентировать нормы юриспруденции, он состоял из ста трех статей с исправлениями и добавлениями. Его нередко называли Осадамэгаки хякка дзё / Судебный кодекс из 100 статей.
Кодекс довольно широко применялся. Он допускал для даймё и чиновников бакуфу консультации с соответствующими ведомствами.
В соответствии с современными юридическими нормами фактическое применение этого кодекса основывалось на двухполюсной структуре: с одной стороны, это был свод уголовных законов, гимми судзи; другой, гражданских, дэйри судзи. Даймё, хатамото, придворные, а также религиозные учреждения исполняли судебную власть в подвластных им владениях. Однако бакуфу вмешивалось в судебные тяжбы, возникающие между отдельными владениями. Таким образом, можно сказать, что судебная власть бакуфу распространялась на всю территорию государства.
Полнота юридической власти господина определялась постановлением 1697 года, дзигэн сиоки рэи, определявшим компетенции сеньора. Согласно этому закону, даймё имел право наказания своих вассалов, их семей и жителей в их владениях. Следовательно, лица без определенного места жительства могли быть судимы в любом владении. Если судебные дела касались лиц, приписанных к другим владениям, даймё должны были передать их дело в бакуфу. Бакуфу не мешал даймё рассматривать дела, заслуживающие самых тяжелых наказаний, суровых видов смертной казни: распятие, сожжение на костре.
Хатамото не могли осуществлять подобные судебные дела. Они должны были передавать их сёгунским властям.
Уголовная процедура проводилась в общих чертах так же, как и в наши дни. Например, в городе Эдо был следующий порядок: расследование преступления, исследование улик, решение о наказании, которое следует наложить, объявление о приговоре, исполнение наказания. В этой системе не существовало прокурора. Таким образом, упомянутые выше чиновники с помощью подчиненных им служащих проводили всю процедуру. Исследование улик заключалось в том, чтобы добиться признания обвиняемых. Это было, образно говоря, единственное, необходимое для того, чтобы довести дело до обвинительного приговора. Показания обвиняемых, полученные в ходе допроса, подтверждались в присутствии префектов и подписывались. Подпись обвиняемых была необходима для вынесения приговора. В действительности, в Японии той эпохи речь шла не о подписи, а о личной печати или об отпечатке большого пальца левой руки для обвиняемых мужчин, и большого пальца правой руки для обвиняемых женщин. Чтобы получить подобную подпись, служащие, ответственные за проведение допроса, имели право прибегать к пытке. Но так как, с другой стороны, использование пытки свидетельствовало о недостаточности допроса, представители закона всячески старались ее избегать. Приговор, вынесенный префектами, подтверждался старейшинами. Если возникала необходимость подтвердить приговор без подписи обвиняемого, префекты обращались напрямую к старейшинам, входящим в состав суда. В этих случаях приговор был обычно максимально легким. Наказание следовало сразу после оглашения приговора, так как со стороны обвиняемого не было возможности апелляции, процедура завершалась исполнением наказания, утвержденного старейшинами. В целях избавления от усложнения процедур, связанных с длительными процессами, восьмой сёгун Есимунэ повелел всем судебным служащим регулярно сообщать сёгуну обо всех процессах, длящихся более шести месяцев.
В этой безжалостной системе существовали, к счастью, амнистии, предоставляемые сёгуном осужденным или обвиняемым по случаю появления счастливых предзнаменований при дворе или в замке Эдо, или в связи с поминальными службами по знаменитым усопшим. Амнистии позволяли заменить казнь на ссылку или изгнание на неопределенный срок. Они смягчали слишком тяжелые наказания.
Наказания, применяемые к простолюдинам, были следующими. Существовало шесть видов смертной казни в зависимости от совершенного преступления. Обезглавливание пилой (нокогири хики) назначалось за убийство господина; распятие (харицукэ) — за убийство своего бывшего господина, родственника, хозяина, за телесные повреждения, нанесенные господину. Обезглавливание с выставлением головы (гокумон) применялось в случаях прелюбодеяния с супругой господина, продажи яда, за нарушение баланса весов. Сожжение (кадзаи) налагалось на пироманов. Удушение (сидзаи) применялось к ворам, укравшим более десяти рё, и к тем, кто совершил прелюбодеяние с замужней женщиной или женатым человеком. Обезглавливание без выставления головы (гэсюнин) применялось в случае убийства в драке или споре. Обезглавливание (дзан-дзай) или дальняя ссылка (энто) применялись в случаях непреднамеренного убийства. Изгнание (дзю цуйхо) было наказанием, которому подвергались в случаях прелюбодеяния с женщиной, выданной замуж без ее согласия. Ссылка средней удаленности (тю цуйхо) — в случаях прелюбодеяния с дочерью господина. Ссылка небольшой дальности (кэй цуйхо) назначалась за ношение меча торговцем или крестьянином, прелюбодеяние с обрученной женщиной. Удаление из города Эдо (Эдо хараи) применялось к слугам воина, ранившего кого-либо в пьяном состоянии, или к тем, кто скрывал у себя изгнанника, и т. д.
Масе, Ф. и М. Япония эпохи Эдо / Франсуа и Миеко Масе. – М., 2013, с. 128-132.