Иерофания
ИЕРОФАНИЯ (от греч. ιερός — священный, святой и φανός — являть) — проявление священного начала в чувственно доступной форме. Понятие И. было введено в научный оборот М. Элиаде для обозначения фактов религиозного опыта, содержанием которых выступает наглядное восприятие явленно- сти священного. В традиционных культурах священное обнаруживается в поклонении особым предметам — деревьям, камням, небесным светилам и пр.; в христианстве и индуизме учение об И. получило глубокую разработку, на основе которого сложились своеобразные стороны религиозного культа и искусства. Уже архаические культуры допускали возможность явления священного в человеческом существе; объект И. при этом получал статус харизматического лидера. Представления о высшей форме И. развиты в христианском учении о боговоплощении, в индийской концепции аватар и ряде других древних и современных систем. Специфическим видом И. выступает акт явленности священного в душе человека. Такого рода И. была целью многих религиозных практик. Религиозным сознанием И. воспринималась как событие исключительной важности: традиционные культуры связывали ее с определенной картиной мира, факт или последовательность И. задавали восприятие времени, его деление на отрезки (например, в христианстве: до Рождества Христова и после Рождества), а тем самым упорядочивали общие представления об истории. Культурно разнообразные опыты И. нашли отражение в мифологии, получили литературную обработку и художественное запечатление в произведениях изобразительного искусства.
Литература:
Элиаде М. Священное и мир-ское. М., 1994;
Otto R. Das Heilige. Gotha, 1926;
Parinder G. Avatats and Incarnation. L., 1970;
Wach J. Types of religions Experience. Chicago, 1951.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 187-188.