Афроцентризм
Идеология афроцентризма. В 1980-е годы широкое распространение среди африканской интеллигенции получила концепция афроцентризма, возникшая на основе упоминавшихся ранее идей «африканской личности» Эдварда Блайдена. Эти идеи возникли как реакция на колониализм и евроцентризм колониальных держав, но большой популярности в годы антиколониальной борьбы не приобрели. Близка к ним была и теория негритюда, распространившаяся в среде африканской интеллигенции французских колоний в 1930-е тт. Сходные движения — исламоцентризм, арабоцентризм, и другие востокоцентризмы — существовали и в странах Азии и Северной Африки.
В 1980-х гг. афроцен гризм получил новый стимул, исходивший от африкано-американцев. Он обрел свое нынешнее название, оброс теоретическими выкладками и стал весьма популярным идейным течением в Африке и в среде выходцев с Африканского континента но всему миру.
Одним из главных постулатов афроцентризма является утверждение, что Черная Африка оказала огромное влияние на Древний Египет и Рим. Родоначальником этой идеи был Уильям Дюбуа, но в отличие от сегодняшних афроцентристов он не делал акцента на расовой исключительности и превосходстве африканцев. Его больше занимал вопрос об утрате европейцами своего лидирующего положения в мире. Одну из глав своей наиболее известной книги, написанной более полувека назад, он назвал
[180]
«Крушение Западной Европы». Теперь эта идея — один из главных постулатов афроцентризма.
Наибольшую известность среди идеологов афроцентризма приобрел Молефи Кете Асанте *, профессор кафедры африкано-американских исследований Темпльского университета Филадельфии. Его книга «Афроцентризм. Теория социальных перемен», вышедшая в 1980 г., издавалась многократно и стала своеобразной библией афроцентристов.
«Афроцентризм, — считает он, — это интеллектуальное сосредоточение, направленное на то, чтобы помешать любым ученым, игнорирующим тот факт, что человеческая цивилизация началась на возвышенностях Восточной Африки». «Греция, — полагает Асанте, — это единственная цивилизация, которая по происхождению может считаться европейской. Но сама Греция — продукт взаимодействия с африканскими цивилизациями. Среди древних цивилизаций, которые Африка дала миру: Эфиопия, Нубия, Египет, Куш, Аксум, Гана, Мали и Сонгай. В этих древних цивилизациях родились медицина, естественные науки, представления о монархиях, королевствах и о Всемогущем Боге». Афроцентризм, по его мнению, «должен занять место среди таких идеологий и религий, как марксизм, ислам, христианство, буддизм и иудаизм». Что до влияния европейской цивилизации на Африку, то Асанте считает, что «европейские следы в нашей истории привели к тому, что мы утратили представление о нашей победоносной сущности» **.
Науку, которую Асанте называет то европейской, то западной, он отвергает. Для него это наука Дарвина, Маркса и Фрейда — последователей Декарта, Лейбница и Ньютона. Все они, по его мнению, «посвятили свою интеллектуальную энергию абстрактным и полуабстрактным темам, а не всеобщим реальностям и истинам. Их мир — это мир частностей, а не всеобщего». «Наука на Западе уступила место технике...». В ней «нет души, нет чувства, нет эмоций, только техника. Марксизм — тоже часть западных заблуждений. Он, — пишет Асанте, — упрощает значение нашей истории. Идея, что вся мировая история сводится к борьбе классов, — это забвение расового фактора. Для марксизма все дело в экономике. Почти нет понимания расовой проблемы и культуры... Марксизм во многом зиждется на той же евроцентристской основе, что и капитализм, поскольку для обоих жизнь определяется экономикой, а не культу-
_____
* Асанте принял это имя в 1976 г., отказавшись от данного ему при рождении англоязычного имени Аргур Ли Смит, которое он назвал «рабским».
** Asante М. Afrocentricity. Trenton (USA); Asmara (Eritrea), 1996. P. 38-39, 43, 55.
[181]
рой... Марксизм в своей основе противоположен африканской концепции общественного развития» *.
Африканская же наука, по мнению Асанте, совсем другая. «Мы возносимся над упадком западной науки и техники к божествам афроцентризма. (...) Для нас нет абсолютного различия между сознанием и материей, формой и содержанием, нами самими и миром»,— пишет Асанте **.
Афроцентризм в Африке особенно популярен в бывших «белых» колониях, последними освободившихся от колониализма. Здесь он питает идеи антизападничества и черного расизма. В других регионах континента эти идеи постепенно ослабевают. Общеафриканский афроцентризм всегда сосуществовал с местными национализмами — страновыми, региональными и этническими. В последние годы тенденция к усилению этих местных национализмов и этноцентризмов за счет общеафриканского афроцентризма очевидна.
_____
* Ibid. P. 80, 79.
** Ibid. P. 81.
[182]
Цитируется по изд.: Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки / под. ред. А.С. Балезина, С.В. Мазова, И.И. Филатовой. – М., 2016, с. 180-182.