Библейское мышление
БИБЛЕЙСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - у К. Тресмонтана и некоторых других современных авторов особый тип мышления, ярко выразившийся в библейских текстах и имеющий мало общего с философией. Его черты: 1) средоточие мышления - сердце человека, в нем рождается разум; 2) сокрушение сердца (покаяние, метанойя) - это начало духовного пути человека и изменение его ума, благодатное просветление разума, смирение и открытость по отношению к Духу и Слову Божию; 3) сердце открывается Богу в любви к Нему, и если Господь войдет в открывшееся сердце, то в мышлении проявится ум Христов; 4) разум – это духовная чуткость, внутреннее слышание Слова и ответ на услышанное, т. е. общение и диалог с Богом в молитве; 5) познание – вразумление Словом и обретение живой мудрости; сама мудрость становится древом жизни. (Притч. 3.18), а жизнь вечная достигается благодаря знанию истинного Бога; 6) мышление понимается как действие, направленное к добру, как добродетель и источник других добродетелей, как выражение святости; 7) вера – «духовный разум» человека, его «первичный сокровенный выбор», определяющий человека в самых истоках его существа; 8) Бог побуждает разум ориентироваться в первую очередь на созидаемую Им реальность и в меньшей мере на мир ранее сотворенных вещей; там, где обновляется мир там и надежда, и вера, которые вводят в замысел Божий; библейский разум - это разум, пронизанный верой. Бог все творит Своей любовью, следовательно и разум человека призван действовать в духе любви.
Василенко Л.И. Краткий философско-религиозный словарь. М., 1996.