Иконоборческое движение в VIII — IX вв.

В конце VII—начале VIII века Византия переживала период политической анархии, вызванной острой борьбой различных группировок господствующего класса за престол. За 22 года после свержения в 695 году Юстиниана II на византийском престоле сменилось 6 императоров. Внешнеполитическое положение Византии в это время резко ухудшилось, и она потерпела ряд тяжёлых поражений от своего самого опасного и сильного врага на востоке — арабов. В 693—698 годы византийские владения в Африке окончательно перешли под власть Халифата. Арабские войска совершали опустошительные набеги на Малую Азию и Армению. С севера империи угрожали болгары. Тяжёлое положение Византии ещё больше усилило в ней политическое значение военной феодализирующейся знати. В 717 году престол был захвачен её ставленником — Львом III Исавром (717— 741), основателем новой, так называемой Исаврийской, династии, вышедшей из Малой Азии.

Начало правления Льва III Исавра ознаменовалось нападением большой армии арабов на столицу империи. В течение года (август 717 — август 718 года) арабы осаждали Константинополь с суши и с моря. Но, хотя грозный натиск арабов на столицу империи был отбит, византийские войска сумели положить конец их опустошительным набегам на Византию только в битве при Акроине в 740 году. Сын и преемник Льва III—Константин V (741—775) перешёл даже в наступление против Халифата. В 746 году он вторгся в Сирию и возвратил империи остров Кипр, а затем совершал походы вплоть до берегов Евфрата и границ Армении. Угроза арабского завоевания Византии была таким образом предотвращена.

В связи с тяжёлым внешнеполитическим положением империи правительство крайне нуждалось в увеличении войска. Но у правительства не хватало земель для раздачи военному сословию, и оно было заинтересовано в секуляризации части церковных земель. С другой стороны, усиление церковно-монастырского землевладения задевало коренные экономические интересы военно-служилой феодальной знати, старавшейся в свою очередь прибрать к рукам земли в Малой Азии и в других областях империи. Вследствие этого внутри самого господствующего класса развернулась напряжённая борьба за землю и за право взимания феодальной ренты с крестьян. Эта борьба нашла своё выражение в так называемом иконоборческом движении, длившемся на протяжении VIII и IX столетий, и в столкновении двух партий — иконоборцев и их противников — иконопочитателей.

В 726 году император Лев III издал эдикт против почитания икон, положивший начало иконоборческому движению. К иконоборческому движению присоединились и некоторые представители духовенства, особенно белого, обеспокоенного усилением монашества и боявшегося потерять своё влияние на народные массы. Среди части последних было сильно влияние павликиан, также призывавших к борьбе против почитания икон. Императоры-иконоборцы и их опора — военно-служилая знать составляли умеренное крыло в иконоборческом движении, народные же массы, сочувствовавшие павликианам и желавшие полного уничтожения социального неравенства и господствующей церкви, представляли его революционное крыло. Враждебное отношение к культу икон было особенно сильно распространено в азиатских владениях империи.

Социальный состав партии иконопочитателей был также весьма сложен. Против иконоборческих реформ, за сохранение в полной мере власти и богатства церкви выступали монашество и большая часть высшего духовенства Византийской империи во главе с константинопольским патриархом Германом, который в 729 году по приказу императора был лишён патриаршего сана и заменён ставленником иконоборческой партии. Всемерную поддержку иконопочитатели получали от римского папы Григория III, который стремился использовать в своих политических интересах борьбу иконоборцев и иконопочитателей и ослабить влияние греко-православной церкви в итальянских областях, ещё находившихся под властью Византии. В 731 году он предал иконоборцев анафеме и хотел использовать против Византии войска лангобардов. Против иконоборческих мероприятий выступила также часть народных масс в европейских областях империи, недовольная политикой правительства и ростом влияния феодальной знати.

С особой силой борьба против церковно-монастырского землевладения развернулась в правление императора Константина V, при котором началась секуляризация церковномонастырских земель. Монастырские здания обращались в казармы, монахов заставляли вступать в брак, монастырские же земли подвергались конфискации. В Фракисийской феме в Малой Азии по приказанию императора все монастыри, мужские и женские, были проданы вместе с утварью, а вырученные деньги отправлены в Константинополь.

В 753 году Константин V созвал в Иерии церковный собор, осудивший иконопочитание. Иконоборческая политика исаврийских императоров, ограничившая церковно-монастырское землевладение, способствовала укреплению экономического и политического влияния военно-служилой знати и содействовала внешнеполитическим успехам Византии в борьбе с арабами.

Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 216-217.