Предмет психологии
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ — основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии менялся с течением времени. Во времена господства интроспекции он неразрывно связывался с ее методом и представлял собой сферу сознания человека. Во втором десятилетии XX века в связи с развенчанием метода интроспекции произошла смена предмета психологии: им стало поведение человека. Так в психологии были введены совершенно новые факты — факты поведения. Но сознанию как предмету психологии можно противопоставить не только поведение, как внутренне наблюдаемому — внешне наблюдаемое, но и неосознаваемые, бессознательные психические процессы — как наблюдаемые лишь опосредованно, через «побочные эффекты» (см. Процесс душевный бессознательный). Эти процессы стали особенно интенсивно изучаться с начала XX века, и уже первые результаты нанесли такой удар по психологии сознания, который вполне соизмерим с ударом бихевиоризма.
С точки зрения теории деятельности предмет психологии — законы порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Здесь деятельность принимается как исходная реальность, с которой имеет дело психология, а психика рассматривается как ее производная и как ее неотъемлемая сторона. Таким образом, психика не может существовать вне деятельности, а деятельность — вне психики. Упрощая, можно сказать, что предмет психологии — психически управляемая деятельность. Более узкая точка зрения — выделение как предмета психологии деятельности ориентировочной — системы психического управления деятельностью. В практике исследований это реализовалось в русле двух стратегических линий: в одной из них деятельность выступает как предмет исследования, в другой — как объяснительный принцип. Так, представления о строении деятельности, о ее динамике, формах, о процессе интериоризации и т. п. — результат реализации первой линии. А применение понятий и положений теории деятельности к анализу психических процессов, сознания, личности — результат реализации второй линии. Обе линии тесно переплетаются, и успехи каждой из них составляют основу для развития другой.
В отечественной психологии одной из философско-теоретических опор было диалектико-материалистическое учение о сознании как активном отражении реальности, обусловленном общественно-исторической практикой. Оно позволило с соответствующих методологических позиций разработать основные проблемы научной психологии, среди которых выделяются: 1) проблема психофизиологическая — об отношении психики к ее телесному субстрату; 2) проблема психосоциальная — о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами; 3) проблема психопрактическая — о формировании психики в процессе реальной практической деятельности и о зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов — образов, операций, мотивов, личностных свойств; 4) проблема психогностическая — об отношении чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими реальности и т. п.
Разработка этих проблем ведется на основе: 1) принципа детерминизма — раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов; 2) принципа системности — трактовки этих явлений как внутренне связанных компонентов целостной психической организации; 3) принципа развития — признания преобразования, изменения психических процессов, их перехода от одного уровня к другому, возникновения новых форм психических процессов.
В ходе разработки основных проблем психологии сформировался ее категориальный аппарат, в котором выделяются категории образа, мотива, действия, личности и т. д. Категориальный строй психологии, отображая психическую реальность в ее самобытности, служит основанием всего многообразия ответвлений психологии, которые выступают в виде отдельных отраслей, нередко приобретая самостоятельный статус.
Превращение психологии в пучок отраслей обусловлено запросами различных областей практики, в которых психология сталкивается со специфическими проблемами. Эти проблемы обычно комплексны и разрабатываются многими дисциплинами. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно, лишь когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами и объяснительными принципами. А в контактах с другими науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами.
Серьезное воздействие на дальнейшее развитие психологии оказало появление и широкое распространение компьютеров, взявших на себя выполнение некоторых функций, бывших прежде уникальным достоянием человеческого мозга, — функций накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в психологии кибернетические и теоретико-информационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации психологии, внедрению в нее кибернетического стиля мышления с его преимуществами, обусловленными применением логико-математического аппарата, компьютеров и пр. — но и с его явными и неявными недостатками, связанными не столько с «очеловечением» машины, сколько с «кибернетизацией» человека и живых существ вообще.
Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, которые не могут передаваться электронным устройствам, прежде всего — творческих способностей. Изучение проблем искусственного интеллекта и человеческого творчества становятся важными направлениями психологии.
Наряду с ними стремительно развиваются психология социальная и психология управления, решающие задачи, связанные с ролью «человеческого фактора» в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и другими актуальными проблемами современности. Включенность психологии в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук придает особую глубину методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур — с целью выявления наиболее перспективных направлений ее развития.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Ростов н/Д. Феникс, 2009, с. 454-456.