Панвавилонизм
ПАНВАВИЛОНИЗМ - антинаучная теория, выводящая все культуры мира из Вавилонии и отрицающая, по существу, способность других народов к самостоятельному развитию; имела распространение среди историков древности в конце 19 - начале 20 веков. Дешифровка клинописи, успешные археологические раскопки 19 - начала 20 веков в Месопотамии и находка множества клинописных источников различного содержания необычайно обогатили познания историков древности, имевших прежде в своем распоряжении лишь Библию и сообщения античных авторов. Изучение клинописного наследия Шумера, Вавилонии и Ассирии обнаружило во многом зависимость Библии от более древних памятников Двуречья. Раскопки в примыкающих к Двуречью областях - на территории древних Элама, Персиды, Урарту, Хеттского царства, а также в Египте - и изучение найденного там материала позволили установить, что и народы, населявшие эти страны, широко пользовались вавилонской клинописью. Привлечение к исследованию клинописных источников представителей точных и естественных наук содействовало раскрытию высокого уровня древневавилонской культуры, ее действенности и благотворного влияния на некоторые древние народы Азии и Европы (см. Вавилоно-ассирийская культура).
Все это послужило основанием для выступления представителей немецкой школы востоковедов с поспешными и необоснованными историческими концепциями развития человечества, получившими название панвавилонизм. Панвавилонисты (Г. Винклер, Л. Мессершмидт, Ф. Делид и др.) утверждали, что история мировой культуры есть не что иное, как дальнейшее развитие знаний, заложенных в Вавилонии, что Вавилония является очагом цивилизаций большинства народов мира (в том числе народов Средиземноморья, Индии, Китая и Южной Америки), заимствовавших у нее основные элементы культуры.
Концепция панвавилонизма вызвала в 1900-1910-х годах серьезную дискуссию между ее защитниками и противниками. С резкой критикой панвавилонизма выступили немецкий историк древнего мира Э. Мейер, немецкий египтолог А. Эрман и американский египтолог Дж. X. Брэстед. Они показали, что даже соседний с Вавилонией Египет самостоятельно создал свою письменность и свою культуру. Ф. К. Куглер на основании изучения астрономических знаний вавилонян опроверг теорию исключительной древности вавилонской культуры. В России против панвавилонизма выступил Б. А. Тураев.
Таким образом, объективное изучение источников показало, что вавилонское влияние на культуру ряда народов древнего мира было вторичным и отнюдь не исключало самобытного культурного творчества этих народов, внесших самостоятельный вклад в общую сокровищницу мировой цивилизации. Концепция панвавилонизма была разбита и утратила своих последователей.
Л. А. Липин. Ленинград.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.
Литература:
Тураев Б. A., История Древнего Востока, т. 1, (Л.), 1935; Делич Ф., Библия и Вавилон, 4 изд., пер. с нем., СПБ, 1907; Брэстед Д., История Египта, М., 1915; Winckler Н., Geschichte Babyloniens und Assyriens, Lpz., 1892; его же, Himmels-und Weltenbild der Babylonier als Grundlage der Weltanschauung und Mythologie aller Völker, Lpz., 1901; его же, Die babylonische Geistkultur in ihren Beziehungen zur Kulturentwicklung der Menschheit, 2 Aufl., Lpz., 1919; Jensen P., Das Gilgamesch-Epos in der Weltliteratur, Bd 1, Stras., 1906; Jeremias A., Das alte Testament im Lichte des alten Orients, 4 Aufl., Lpz., 1906; Meyer E., Geschichte des Altertums, 5 Aufl., Bd 1, Stuttg., 1925; Kugler F.-X., Die babylonische Mondrechnung, Freib., 1900; его же, Sternkunde und Sterndienst in Babel, Münster, 1908; его же, Im Bannkreis Babels. Panbabylonistische Konstruktionen und religionsgeschichtliche Tatsachen, Münster, 1910.