Шотландское просвещение
ШОТЛАНДСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ – «белое пятно» в европейском просвещении. Вековечная соперница Англии Шотландия в социально-культурном отношении долгое время отставала от нее. Только в 1707, заключив Унию с Англией, утратив политическую самостоятельность и обменяв свой парламент на «свободу торговли», Шотландия смогла воспользоваться плодами демократических и экономических реформ. К середине 18 века экономический и культурный подъем преобразил Шотландию. Возникает образцово поставленное сельское хозяйство, ускоренными темпами прокладываются дороги, роются каналы, строятся мосты. Первый в Европе металлический завод построен в Шотландии, там же создан «перводвигатель» промышленного переворота – паровая машина Уатта. Древний Эдинбург – столицу Шотландии – называют северными Афинами, а переживаемую шотландскую эпоху – «Веком Перикла». В Шотландии появился свой Гомер – Оссиан, свой Геродот – историк У. Робертсон, свой Аристотель – Т. Рид, Д. Юм, А. Смит, позже Р. Бернс, В. Скотт уже не нуждались в сравнениях.
Выдающуюся роль в культурном подъеме страны сыграли университеты. Их курсы по естественно-научным и гуманитарным дисциплинам были самыми передовыми; в учебные программы были включены курсы, посвященные теоретикам естественного права Г. Гроцию и Пуфендорфу, трудам Д. Локка, а также «Оптике» И. Ньютона. В это время в Кэмбридже последним словом науки считались еще декартовы вихри, а в Оксфорде Локк пребывал в долгосрочной опале.
Большое значение имела педагогическая деятельность профессора моральной философии университета Глазго Ф. Хатчесона, читавшего курсы по естественной религии, морали, юриспруденции, «теории правления» (изданы посмертно под титулом «Система моральной философии»). Самыми популярными были его воскресные лекции (их посещал юный А. Смит), где он толковал Новый завет в духе гуманизма, что совершенно расходилось с кальвинистскими догмами о всеобщей греховности, разделявшимися шотландской пресвитерианской церковью.
Самым известным из философов Шотландии в век Просвещения был Д. Юм, чья смелая критика религиозного сознания и церкви смущала даже его друзей (А. Смит, несмотря на просьбу Юма, отказался издать его «Диалоги о естественной религии»). Эссе Юма и особенно его «Естественная история религии» (1757) и «История Англии» (в 8 т., 1754, 1757, 1759–78) оказались весьма популярными на континенте (Гельвеций настоятельно предлагал Юму написать историю христианской церкви). Вместе с тем Юм был первым критиком просветительского рационализма. Широкой известностью пользовался Г. Хоум, президент шотландского философского общества; его книга «Основания критики» получала иногда негативные (Вольтер, Винкельман), но большей частью одобрительные отзывы (Кант, Лессинг, Гердер). Вопреки господствующей нормативной эстетике классицизма книга Хоума восстановила высокую репутацию Шекспира, соединяя локковский эмпиризм с эстетикой реалистического искусства. Смит – «величайший шотландский мыслитель», по определению Г. Бокля, и Фергюсон – один из первых моралистических критиков коммерческого общества и его политических институтов – выдвинули фундаментальные идеи политэкономии и социологии. Влияние обоих просветителей прослеживается и в 19 веке в утилитаризме и классическом марксизме.
Шотландское Просвещение оказало влияние на русских просветителей (молодые русские ездили учиться в Шотландию к А. Смиту, У.Робертсону, в 18 веке в России неоднократно переводились сочинения Юма).
M.А. Абрамов
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 367-368.
Литература:
Daiches D. The Paradox of Scottish culture. The Eighteenth Century Experience. L., 1964;
Gay P. Enlightenment. Interpretation. L., 1970;
Hume and Enlightenment. Edinbourg, 1974;
Lehmann W.O. Henry Home, Lord Karnes and Scottish Enlightenment. Study in national Character and the History of Ideas. The Hague, 1971.