Артиллерия в России в XVI веке
В XVI веке русские и иностранные мастера в Москве добились значительных успехов в изготовлении огнестрельного оружия. Летописи называют ряд имен русских пушкарей, в том числе Андрея Чохова, Семена Дубинина, Булгака Ноугородова и других.
Стволы орудий отливались с цапфами 1, дельфинами 2, винградом 3 и торелью 4 из меди или бронзы, или ковались из железа. Орудия заряжались с дула, но имелись пищали, которые заряжались с казенной части. У пушек был винтовальный поршень, встречался и клиновой затвор. В середине XVI века появились на орудиях прорезь и мушка. В конце XVI века в Москве была изготовлена нарезная пищаль.
В XVI веке изготовлялись гафуницы для стрельбы «дробом» (картечью) и навесной стрельбы ядрами. В 1543 году русский мастер Игнатий изготовил гафуницу, которая имела: калибр— 131 мм, длину— 98 см, вес— 110 кг. Камора этого орудия была длиной 22 см и диаметром 64 мм.
Пищали— бескаморные орудия настильной стрельбы, различавшиеся по калибрам, весу и назначению (долгие, полуторные, сороковые, затинные и др.). Их стали называть пушками в отличие от ручных пищалей. В 1563 году мастер Богдан изготовил пищаль с цапфами, которая имела: калибр— 91 мм, длину— 2м, вес— 800 кг. Здесь мы видим стремление мастера увеличить дистанцию стрельбы путем удлинения ствола орудия. Во второй половине XVI века в описи значится пищаль Богдана «в станку на колесах», т.е. отмечается идея лафета. Пищаль XVI века «Три аспида» имела ствол до 100 калибров и являлась казнозарядным орудием; в стволе казенной части находилось гнездо для клинового затвора. Пищаль «Грановитая» представляла собой многогранник и запиралась с казны ввинчивающимся винградом; в ней имелись продольные нарезы на глубине 45—50 см от казенной части.
Русский мастер Андрей Чохов с 1568 по 1632 год изготовил большое количество орудий калибром от 92 до 470 мм, длиной до 6 м, весом от 1,2 до 7,2 т. В 1585— 1586гг. он отлил «Царь-пушку», которая находится в Кремле. Ее калибр 89 см, длина ствола более 5 м, вес 40 т.
В XVI веке создавались многоствольные орудия— «сороки», «органы», являвшиеся прототипом орудий залпового огня. «Орган» имел четыре—пять рядов стволов на вращающемся барабане и давал последовательно четыре—пять залпов. Сохранилась «Сорока Ермака», применявшаяся в Сибирском походе Ермаком Тимофеевичем. Она имеет семь стволов калибром 18 мм, перевозили ее на двухколесной тележке.
Изобретение колесных лафетов имело важное значение, так как пушки стали подвижными и появилась возможность применять их в полевом бою. В 1547 году на московском пушечном дворе были отлиты 16-пудовые «валконейки» (соколки), которые относятся к разряду полковых орудий, пригодных для полевого боя.
Изготавливались также фальконеты — легкие орудия малых калибров для стрельбы ядрами. Фальконеты применялись в полевом бою.
Улучшалось качество пороха — пороховая мякоть была заменена зернистым порохом, повысившим баллистические свойства орудий. В 1531 году упоминается пороховой двор в Москве.
Смотр пушкарей. Середина XVI века.
Артиллерийские снаряды были нескольких видов: сплошные (каменные и железные), разрывные (кувшины с зельем), зажигательные (каменные ядра, облепленные горючим составом), светящие. В XVI веке начали изготовлять чугунные ядра. С 1555 года стали применять кружало для калибровки ядер. Иногда стреляли ядрами, облитыми свинцом, что повышало баллистические свойства орудия.
При орудиях всегда имелись банники, пыжевники, пробойники, кружки, совки, «размерный прут» (шкала), кружало, прицельные приспособления типа простейшего квадранта с отвесом, пальник, а также клин, служивший подъемным механизмом.
По своему тактическому назначению артиллерия XVI века делилась на «большой наряд» (крепостная и осадная артиллерия) и «полковой наряд», в состав которого входила полевая и собственно полковая артиллерия. Орудия осадной артиллерии имели крупные калибры (до 25 см). Полковую артиллерию составляли легкие подвижные 6— 8-фунтовые (калибр 9— 10 см) орудия. К концу XVI века наряд насчитывал до 3— 3,5 тысячи орудий.
Крупнокалиберные орудия стреляли до 3 км, практическая же дальность их стрельбы составляла 600— 800 м, пушки малого калибра стреляли до 600 м, можжиры (мортиры) — до 500 м, тюфяки— до 150— 200 м.
Скорострельность артиллерии была весьма низкой: в XVI веке из крупных орудий можно было сделать всего от 2 до 8 выстрелов в день.
При Иване Грозном, придававшем большое значение пушечному делу, артиллерийский парк был значительно увеличен. Россия имела уже примерно 2 тысячи разных орудий: пушек, пищалей, тюфяков, ведших стрельбу прицельную, навесную и стрельбу «дробом» (картечью). Количество артиллерии, участвовавшей в походах, исчислялось в 200 и более орудий. Флетчер, английский посол в Москве, в 1588 году в своем отчете о посольстве писал: «...Ни один из христианских государей не имеет такого хорошего запаса военных снарядов, как русский царь, чему отчасти может служить подтверждением Оружейная палата в Москве, где стоят в огромном количестве всякого рода пушки, литые из меди и весьма красивые».
Русская артиллерия успешно применялась в войнах XVI века.
Так, в 1513 году князь Василий Иванович предпринял первый поход на Смоленск. В этом походе вместе с пехотой участвовала и артиллерия. Первая попытка захватить город окончилась неудачей. В сентябре 1513 года город вторично был осажден войсками Василия Ивановича. И на этот раз войска Василия Ивановича вынуждены были отступить. Как утверждает историк Карамзин, артиллерия действовала не особенно искусно, и это было одной из причин неудачи осады Смоленска.
Совсем иначе действовала русская артиллерия под стенами Смоленска в 1514 году, когда Василий Иванович предпринял третий поход на Смоленск. В войсках Василия Ивановича была многочисленная артиллерия, которой управлял пушкарь Стефан. Обложив город со всех сторон, Василий Иванович приказал открыть по нему артиллерийский огонь. Русская артиллерия стреляла из-за Днепра «большими и мелкими ядрами, окованными свинцом». Пушкарь Стефан показал исключительное умение руководить артиллерией. Первыми же выстрелами русской артиллерии было подбито несколько неприятельских пушек и убито большое количество людей.
В короткое время гарнизон Смоленска, понеся большие потери, был деморализован и градоначальник Варсонофий вынужден был просить о пощаде.
Третий поход князя Василия Ивановича на Смоленск закончился победой русских войск. Эта победа была обеспечена эффективным действием русской артиллерии.
Отличились также русские артиллеристы, руководимые пушкарем Иорданом, в 1521 году при защите города Рязани от осадившего этот город татарского хана Магомет-Гирея. Первыми же артиллерийскими выстрелами было убито много татар, остальные в панике разбежались.
Еще более значительным было участие русской артиллерии в войнах, которые вел Иван Грозный.
Первый поход на Казань был организован в 1547 году. На этот раз русским войскам не суждено было достигнуть Казани. На Волге погибла вся осадная артиллерия и часть живой силы. Пришлось вернуться с дороги и на два года отложить мысль о завоевании Казани.
В ноябре 1549 года Иван IV предпринял второй поход на Казань. Наскоро была собрана новая осадная артиллерия, и русская армия появилась под стенами Казани. Однако осадные средства оказались недостаточными, и Иван IV вынужден был снять осаду татарской столицы.
В 1552 году русская армия снова двинулась походом на Казань, и этот поход увенчался полным успехом. Подготовка к походу велась очень тщательно. Особое внимание было обращено на артиллерию. В походе участвовало 150 орудий крупного калибра, не считая других систем более мелкого калибра. Артиллерия мелкого калибра передвигалась на повозках вместе с остальными войсками.
Осадная же артиллерия была нагружена на баржи и доставлена под Казань водным путем по Москвереке, Оке и Волге.
В конце августа крепость Казань была обложена русскими войсками. Решено было произвести сильную артиллерийскую подготовку и затем начать штурм крепости. Всей русской артиллерией командовал боярин Морозов. Орудия были подвезены к крепости и установлены примерно в 100 м от крепостной стены. 29 августа все 150 тяжелых орудий открыли мощный огонь по крепости. Крепостная артиллерия, которая пыталась отвечать своим огнем, скоро была приведена почти к полному молчанию. Это обстоятельство уже облегчало осадной армии работы по подготовке штурма крепости.
Более тридцати дней русская артиллерия вела почти непрерывный огонь по крепости. Как пишет историк Карамзин, «днем и ночью гремели пушки российские, заряжаемые ядрами и камнями». 31 августа огнем русской артиллерии были разбиты Арские ворота крепости и значительно повреждена стена. Но гарнизон крепости нес пока небольшие потери, и тогда был предложен оригинальный способ поражения противника за крепостной стеной. На главном направлении атаки была сооружена деревянная башня высотой 13 м. На башне было установлено 10 орудий крупного калибра и 50 ручных пищалей. Затем эту башню подкатили прямо к крепостной стене. Появилась возможность вести артиллерийский огонь по стенам и улицам крепости.
Со всех этих орудий был открыт огонь, который нанес защитникам крепости большое поражение. Не имея возможности отвечать на огонь русской артиллерии и неся большие потери, защитники крепости потеряли способность к сопротивлению.
К 1 октября огнем осадной артиллерии крепостная стена была разрушена до основания. Войскам оставалось только преодолеть ров и ворваться в город. Русская армия использовала эффективность действия своей артиллерии и приготовилась к штурму. 2 октября был начат общий штурм крепости. После ожесточенного боя Казань была взята. Роль артиллерии во взятии этой крепости, безусловно, была огромной. Русские имели превосходство в количестве артиллерии, в ее качестве и использовали ее умело. Это и обеспечило успех в занятии крепости.
В 1558 году войска Ивана IV перешли границу Ливонии и начали борьбу против Ливонского ордена. На пути движения русских войск было большое количество крепостей. Поэтому война сразу же приняла характер борьбы за эти крепости. Главной силой в завоевании крепостей была русская осадная артиллерия, которая в большом количестве сопровождала русскую армию. Пушкари Ивана Грозного уже имели хороший опыт использования осадной артиллерии, полученный под Казанью. В Ливонской войне этот опыт пригодился русским пушкарям.
Первой крепостью, с которой пришлось начать борьбу войскам Ивана IV, была Нарва. Обстрел Нарвы был начат с русской крепости Ивангорода, отделенной от Нарвы рекой. Первые же артиллерийские выстрелы вызвали в крепости панику. Жители Нарвы прислали в русскую армию делегацию с просьбой о перемирии.
Пока велись переговоры, немцы спровоцировали новый конфликт между гарнизоном Нарвы и гарнизоном Ивангорода. На этот раз русские войска ворвались в город. Гарнизон крепости начал было отстреливаться из орудий, находившихся в кремле.
Русская артиллерия быстро привела к молчанию артиллерию противника. При этом интересно отметить такой факт. Ворвавшиеся в город русские захватили несколько вражеских орудий. Эти орудия немедленно были обращены против неприятеля и помогли уничтожить гарнизон крепости.
12 мая 1558 года Нарва была взята русскими войсками. А ровно через два месяца русские войска появились уже под стенами города Дерпта и приступили к его осаде. Здесь опять на долю русской осадной артиллерии выпала большая задача в разрушении крепостных стен и поражении гарнизона крепости. Дерпт был сильно укреплен и имел на вооружении около 500 орудий. Брать штурмом такую крепость было рискованно, поэтому решено было приступить к осаде. 11 июля русская осадная артиллерия открыла интенсивный огонь по крепости.
Артиллерийский огонь был метким. Русскими ядрами были разрушены некоторые башни, уничтожены амбразуры и бойницы. Под прикрытием артиллерийского огня часть орудий была подвезена вплотную к крепостной стене. Так, в ночь на 13 июля одна батарея была установлена против Андреевских ворот, а в ночь на 14 июля другая батарея была сооружена против Немецких ворот.
Разрушения крепостной стены еще больше увеличились, когда русские орудия начали стрелять в упор. Одновременно велась стрельба навесным огнем по защитникам крепости. Для большей меткости стрельбы часть орудий была втянута на земляной вал, который был насыпан у самой крепостной стены.
Бомбардировка крепости продолжалась непрерывно 7 дней. За это время крепостная стена была почти полностью разрушена, а гарнизон понес большие потери от артиллерийского огня. Дальнейшее сопротивление было бесполезным, и 18 июля Дерпт капитулировал.
В начале 1560 года русские войска осадили считавшуюся неприступной крепость Мариенбург. Защитники крепости в первую очередь надеялись на крепостные стены, которые были довольно прочными.
Но эти стены не выдержали огня русской артиллерии. Русская артиллерия была подтянута к крепости по льду озера. Началась бомбардировка. Ядра, метко направленные русскими пушкарями, сделали свое дело.
В первый же день в крепостной стене были пробиты бреши, и гарнизон крепости поспешил сдаться. В том же году русской артиллерии пришлось не только испробовать свою мощь на довольно прочных стенах крепости Феллин, но и помериться силами с многочисленной артиллерией этой крепости. Крепость Феллин считалась самой сильной в восточной Ливонии. На ее вооружении состояло 18 тяжелых и 450 легких орудий. Крепость была опоясана крепкой стеной, а подступы к стене прикрывались с двух сторон озерами и с двух— глубоким рвом. В крепости имелось большое количество боевых запасов, что позволяло выдержать длительную осаду.
На самом же деле ни крепкие стены, ни многочисленная артиллерия крепости не выдержали ожесточенного огня русской артиллерии. Русская осадная артиллерия в течение трех недель вела непрерывный огонь по крепости. Тяжелые орудия прицельной стрельбой разрушали крепостные стены. По городу велась стрельба зажигательными снарядами.
Положение крепости и ее защитников с каждым днем становилось все более и более напряженным. Немецкие войска попытались оказать помощь гарнизону извне, но были наголову разбиты русскими.
От зажигательных снарядов русской артиллерии крепость загорелась. Чтобы ускорить падение крепости, артиллерийский обстрел ее был усилен. Наконец гарнизон крепости, возглавляемый магистром Фюрстенбергом, капитулировал. Вся многочисленная артиллерия крепости была захвачена русскими войсками. Русская осадная артиллерия оказалась в состоянии подавить неприятельскую артиллерию и разрушить крепостные стены.
В течение всей Ливонской войны русская артиллерия не один раз показывала разрушительную силу своих осадных орудий и высокое мастерство пушкарей. Кроме приведенных примеров, русская артиллерия участвовала в осаде крепостей Серпейска (Нейшлота); Белого Камня (Вессенштейна) и многих других. И всюду ее огонь причинял противнику тяжелые поражения.
Беспримерный героизм проявили русские пушкари в 1578 году под городом Венденом. В 1577 году русские войска под командованием Ивана Грозного осадили Венден— постоянное местопребывание магистров Ливонского ордена, сильная крепость Лифляндской губернии.
После незначительных усилий русские ворвались в город. Но гарнизон крепости заперся и оказал сильное сопротивление. Пришлось снова пустить в дело артиллерию. Недалеко от замка было сооружено 4 батареи. В течение 5 дней непрерывно производилась бомбардировка замка. Замок был разрушен, его гарнизон весь погиб, и русские овладели городом.
Но в 1578 году войска Стефана Батория неожиданным нападением овладели Венденом. В течение этого года русским войскам дважды пришлось осаждать Венден, и все безрезультатно.
Последняя осада производилась в октябре 1578 года. Русская артиллерия в течение 5 дней обстреливала крепость. Ее огонь причинил большие разрушения крепости, и все уже было подготовлено к штурму.
Но в это время на помощь осажденным прибыли поляки и литовцы. Два дня продолжалось ожесточенное сражение, в котором русские войска были разбиты и принуждены к поспешному отступлению. Неприятель захватил 17 осадных орудий. Русские пушкари,
не желая сдаваться в плен, повесились на своих орудиях. Чтобы закончить обзор боевой деятельности русской артиллерии в XVI веке, надо еще остановиться на роли артиллерии в сибирских походах Ермака. В этих походах артиллерия сыграла роль провозвестника нового огнестрельного оружия, еще неизвестного в войсках хана Кучума. Они были вооружены только луками и стрелами. Ермаковы пушки не только выводили из строя татар, но и производили огромное моральное действие. Естественно, что в первом же решающем сражении войска Кучума были разбиты. После этого произошел еще ряд столкновений, и всюду огнестрельное оружие казаков и их пушки оказывали решающее влияние на исход боя. Подводя итоги сказанному, следует признать, что русская огнестрельная артиллерия уже в этот ранний период своего существования являлась большой военной силой. Войны XVI века прошли с активным участием русской артиллерии, и победа или поражение зачастую зависели от эффективности действия артиллерии.
Примечания
1. Цапфы — выступы цилиндрической формы на средней части ствола.
2. Дельфины— небольшие дуги (ручки) на орудии, сделанные для того, чтобы орудие можно было легче переносить и перевозить.
3. Винград («репей», «дроздик») — стержень, которым оканчивалась казенная часть ствола; имел то же назначение, что и дельфины.
4. Торель — задняя поверхность, служившая дном ствола орудия, скованного из продольных железных полос. При отливке орудий из бронзы торель стала украшением. Указнозарядных орудий торели не было.
Цитируется по изд.: Все войны мировой истории по Харперской энциклопедии военной истории Р.Э. Дюпюи и Т.Н. Дюпюи. Книга третья. 1500-1750 г. СПб, 2004, с. 142-147.