Деньги [в империях Тан и Хань]
В эпоху Тан и даже позднее некоторые виды товаров, такие, как зерно или шелк, свободно шли в уплату налогов. Другим видом уплаты налогов служила трудовая повинность, применявшаяся в отношении некоторых категорий налогоплательщиков. Это нисколько не противоречит тому факту, что уже с очень давних времен стали использовать металл, в виде монет или слитков, для осуществления платежей наличными, в том числе, начиная с эпохи Хань, для уплаты некоторых видов налогов. Начиная с эпохи Тан, деньги оказываются уже в преимущественном положении по отношению к другим платежным формам. Так, жалованье чиновникам, до тех пор выплачивавшееся мерами зерна, отныне выплачивается монетными единицами, точно так же производится и уплата некоторых видов налогов.
Монеты делаются из меди. Они круглые, как небо, в центре же их имеется отверстие, квадратное, как Земля — в представлении китайцев. Монеты носят название «цянь», которое обычно переводится словом «сапеки» — им и по настоящий день обозначают мелкие деньги. Эти монетки посредством шнура, продеваемого в их центральные отверстия, соединяются в связки — по тысяче единиц в каждой. Малые суммы выражаются числом цяней (монет), значительные же суммы — числом связок, традиционно называемых на французском таэлями. Вообще каждая связка, или таэль, должна ве-
[177]
сить около 4060 г. и содержать 83% меди. «Полная» связка содержит тысячу цяней, но существовали и «уменьшенные» связки, содержавшие 750 монет. У государства, единственного законного эмитента денег, всегда существовало сильное искушение изменить процентное содержание сплава — в периоды, когда казна находилась в трудном положении, а такая ситуация была почти перманентной, начиная со времени мятежа Ань Лушаня в 755 году. Отныне приходилось бороться одновременно с частным накоплением монет, произведенных из лучшего сплава, чем выпускавшиеся новые, и с фальшивомонетчиками, для которых меняющаяся политика государства в сфере денег создавала выигрышное положение.
Использовались также серебряные или даже золотые слитки, процентное содержание сплава которых было неизменным и контролируемым и которые, таким образом, представляли собой более надежную валюту, чем монеты.
Однако развитие торговли в больших масштабах и транспортировок на дальние расстояния сталкивалось со значительными препятствиями. Большой
[178]
вес связок и даже слитков, опасность иметь их при себе, всевозможные налоги, зачастую оказывавшиеся непредвиденными для владельцев перевозимых ценностей, плюс ко всему этому хроническая нехватка денежных средств — все это побуждало коммерсантов эпохи Тан изыскивать оригинальные решения. Так, они изобрели новую форму платежа — бумажные деньги. Сначала они имели форму переводных векселей, позволяя негоцианту получать взамен за оставляемый на хранение в определенном месте товар сертификат, который можно было обналичить в том месте, куда направлялся негоциант. Это обналичивание производилось или представителем фирмы, в которую была отдана вещь на хранение, или же надежным и постоянным клиентом этой фирмы.
Такой вид денег, основывающийся на необходимом доверии со стороны каждого из их пользователей, носит по этой причине название «доверительные деньги». Являясь сначала, на протяжении VIII века, предметом сделки между частными лицами, эта новация вскоре была взята на вооружение государством, которое стало затем ее единственным хозяином. После того как администрация решила присвоить себе эту оригинальную денежную форму, вещи приняли следующий оборот: негоциант отдавал сумму денег на хранение чиновнику, который вручал ему квитанцию. Прибыв в конечный пункт своего путешествия, он вручал эту квитанцию, называвшуюся «летучие деньги» (фэйцянь), местным властям, которые взамен выдавали ему наличные деньги — за вычетом оговоренного вначале комиссионного сбора. Так обеспечивалась и гарантировалась безопасность трансферта, и государство имело в этом свою выгоду.
[179]
То становящееся все более значительным место, которое начинали занимать деньги (монеты, слитки, «доверительные деньги»), не должно, однако, скрывать факт существования на протяжении еще многих веков форм оплаты натурой. Так, в официальных текстах династии Сун (960—1279 годы) перечислены различные виды уплаты налогов: металлическими деньгами (монетами и слитками), зерном, десятью сортами тканей и различными товарами (домашними животными, кожей, рогами, шерстью, чаем, солью, деревом, фуражом, фруктами, лекарственными растениями, растительными маслами, бумагой, деревом, углем, лаком, воском).
Вот некоторые цифры.
Написанные в эту эпоху тексты, принадлежащие исключительно перу ученых, дают очень мало количественной информации касательно повседневной жизни. Между тем известно, что в 736 г.:
• чиновник зарабатывал (в зависимости от его ранга) от 1917 до 31 тысяч цяней в месяц;
• среднее годовое поступление налогов оценивалось фискальными службами в 2600 цяней с одного налогоплательщика;
• пятнадцати цяней в день было достаточно, чтобы скромно питаться в передвижных столовых, которыми и в наши дни еще усеяны китайские улицы.
[180]
Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, с. 177-180.