Феноменология (Фролов, 1991)
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — основанное Гуссерлем и его учениками (Л. Ландгребе, Э. Финк и др.) субъективно-идеалистическое направление, оказавшее большое влияние на современную немарксистскую философию. Центр, понятие Ф.— «интенциональность» сознания (его направленность на объект) — предназначено для утверждения субъективно-идеалистического принципа: «нет объекта без субъекта». Основными требованиями феноменологического метода являются: 1) феноменологическая редукция, т. е. воз-держание от каких бы то ни было суждений, относящихся к объективной реальности и выходящих за границы «чистого» (т. е. субъективного) опыта; 2) трансцендентальная редукция, т. е. рассмотрение самого субъекта познания не как реального, эмпирического, социального и психофизиологического существа, а как «чистого» сознания. Философия, как наука о «чистых сущностях» (эйдетика), противопоставляется познанию реальных фактов. Идеи Ф. в преобразованном виде послужили философской основой экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр) и отчасти философской герменевтики. В русле Ф. разработаны учения Шелера, Мерло-Понти и Гадамера. Католические философы (Де Веленс, Ван-Бреда) синтезируют Ф. с неотомизмом. Идеалистические выводы Ф. вызвали оппозицию внутри самой феноменологической школы, левое крыло которой старается оградить Ф. от субъективизма, иррационализма и экзистенциализма, сохранив лишь важнейшее, «рациональное зерно» (М. Фарбер, тяготеющий к материалистическому «натурализму», отчасти Р. Ингарден). Теоретическими центрами феноменологического направления являются архив Гуссерля при Лувенском католическом унте (Бельгия) и Международное феноменологическое общество, издающее журнал «Философия и феноменологическое исследование» (Буффало, штат Нью- Йорк, США).
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 482.