Мотивация достижения
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ (от лат moveo — двигаю). Элемент мотивационно-потребностной сферы, который характеризуется стремлением человека к успехам в различных видах деятельности и/или избежанием неуспеха. Г. Мюррей (1938) определял потребность в достижении как генерализованную тенденцию преодолевал, препятствия, проявлять силу, стремиться делать что-то трудное или как можно быстрее. Проявляется в способности к конкуренции, в стремлении к совершенству, в желании напряженной работы. В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием тех успехов, которые достигаются индивидом. По мнению Дж. К. Мак-Клелланда, который одним из первых стал исследовать индивидуальные различия мотивации достижения, она является культурной (нормативной) ценностью. Кроме того, в его исследованиях было достоверно зафиксировано, что те студенты, у которых преобладала мотивация успеха, через много лет после окончания университета имели значительно более высокие профессиональные достижения (в сфере экономики и политики), чем мотивированные избежанием неудачи. В отечественной психологии проблема мотивации достижения традиционно рассматривается в контексте свойств личности, важных для выполнения той или иной деятельности и для развития личности в целом (Лессе В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976). В частности, многочисленные исследования проводятся по анализу факторов, обусловливающих продуктивность учебной деятельности (Серебрякова Е. А. Уверенность в себе и условия формирования: Автореф. дис.... канд. психол. наук. 1955; Маркова Л К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983; Матюхшш М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984). Уровень мотивации достижения индивида тесно связан с групповой динамикой. Так, в частности, в исследованиях Т. А. Антопольской показано, что, во-первых, если социальные условия жизнедеятельности группы обеспечивают высокий уровень мотивации достижения, то тем самым они благотворно влияют как на развитие личности, так и на становление самой группы; во-вторых, наличие лидеров, умеющих организовать группу на решение совместных проблем и с высокой мотивацией достижения значимых групповых целей, способствует активной рефлексии сформированности групповой направленности (Антопольская Г. А. Социально-психологические факторы детерминация генезиса малой группы: Автореф. дис. ... канд. психол. наук Курск, 1995). Диагностика. Для выявления мотивации достижения часто используют проективные стратегии, в частности разработанную Дж К. Мак-Клелландом и его сотрудниками методику на основе ТАТ, которую в дальнейшем усовершенствовал Г. Хекхаузен (Тест Хекхаузена)
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 355.
Литература:
Meyer W. U. Leistungmotivund Ursachener- klarung von Erfolg und Misserfolg. Stuttgart: Klett, 1973; Hintze G. Normirung des Leistungs- Motivations-Test fur jugendliche. Koin, 1976; Schmalt H. 11 Die Messung des Leistungsinotiv Gottingen, 1976; Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М : Педагогика. 1986; Seitz Р. Leistungsmotivation und Hildungsaspiration. Wien. 1990; Васильев 11 А., Магомед-Эминов М. 111. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991; Хекхаузен X Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.