Византизм (Маслин, 2014)

ВИЗАНТИЗМ - понятие, введенное К. Н. Леонтьевым, который определяет его следующим образом: «...византизм в государстве значит самодержавие. В религии он значит христианство с определенными чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов. В нравственном мире... византийский идеал не имеет того высокого и во многих случаях крайне преувеличенного понятия о земной личности человеческой, которое внесено в историю германским феодализмом...» (Восток, Россия и Славянство. М., 1996. С. 94). Самодержавный принцип предполагает иерархическую структуру общества, и прежде всего наличие аристократии, которая играет главную роль в развитии культуры. Для России абсолютная монархия является также «единственным организующим начатом, главным орудием дисциплины». Византийское христианство, т. е. православие, формирует почтительность к властям, смирение перед «внешними обстоятельствами жизни»; с этим связана важнейшая черта русского народа - отсутствие стремления к политической власти, желание «как можно менее мешаться в общегосударственные дела». Православная церковь, проявляя «здоровый консерватизм», на протяжении веков «сохраняет свои идеи и формы». В силу этого она благотворно влияет на русское национальное сознание, устанавливая твердые критерии православности, святости, русскости. Не случайно важнейшие события российской истории, борьба с иноземцами проходят под «православным знаменем». Итак, хотя православие создано не русскими, а византийцами, но «оно до того усвоено нами, что мы и как нация, и как государство без него жить не можем». Наконец, византизм связан с определенной ценностной ориентацией, а именно приоритетом духовного над материальным. Отсюда особое значение придается эстетическому отношению к миру, противостоящему западноевропейскому утилитаризму. Господство вещных интересов на Западе неизбежно вырождается в эгалитарный прогресс, который приводит к «крайнему однообразию людей», господству среднего класса, бездуховности, кризису культуры «во всех ее проявлениях». Леонтьев считал, что техническое развитие, нацеленное на удовлетворение все возрастающих материальных потребностей людей, неминуемо приведет общество «к непредвиденным физическим катастрофам». Византизм есть «сильнейшая антитеза идее всечеловечества в смысле земного всеравенства, земной всесвободы, земного всесовершенства и веедовольства». Византизм - это своеобразный культурно-исторический тип, ошибочно пропущенный, по мнению Леонтьева, Данилевским в его классификации самобытных цивилизаций. Европейская экспансия в России неизбежно вызывает размывание черт, характерных для византизма, а значит, и увлекает русский народ на путь кризиса, на путь разложения «своеобразных черт своей национальности». В этой связи Россию необходимо «подморозить», т. е. законсервировать свойственные ей черты. Поэтому византизм связывается Леонтьевым не только с консервативностью, но даже с реакционностью как с сознательной деятельностью, противостоящей «упрощению и смешению», идущему от Запада.

Л. Е. Шапошников

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 99-100.

Литература:

Леонтьев К. Н. Избранное. М., 1993; К. Леонтьев, наш современник. Спб., 1994;

Корольков А. А. Пророчества Константина Леонтьева. Спб., 1991;

Пушкин С. Н. Историософия русского консерватизма XIX века. Н. Новгород, 1998.

Понятие: