Факторов теория
ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ — позитивистская социологическая концепция, получившая распространение на Западе и в России с конца 19 в. (Вебер, Г. Моска, Ковалевский, Н. Кареев). Главные особенности Ф. т. — отрицание монизма в социологии, единой основы истории и общества и признание механического взаимодействия множества различных равноправных факторов (экономика, религия, мораль, техника, культура и др.). Ф. т. отвергает объективные законы общественного развития, внутренние связи между социальными явлениями, скатывается на позиции субъективного идеализма. Сторонники Ф. т., будучи не в состоянии выработать научную теорию общества, основной задачей социальной и исторической науки считали описание социальных, технических, культурных и других факторов в их внешнем взаимодействии. Отмечая некоторые положительные моменты в этой теории (попытки конкретного анализа фактов социальной, научно-технической, культурной реальностей), Ленин, Плеханов, Лабриола и др. показали ее теоретическую несостоятельность: механицизм в методологии, а отсюда — неспособность проникнуть в сущность социальных явлений. В видоизмененной форме Ф. т. существует и в настоящее время. Некоторые представители современной социологии на Западе среди факторов общественного развития признают определяющими технику и промышленность (напр., т. наз. «теория культурного отставания» У. Ф. Огборна, «индустриальная социология» или «индустриальная цивилизация» Арона, У. Ростоу, теория «постиндустриального общества» Белла, некоторые футурологические концепции) или экономику в целом (т. наз. «экономическая цивилизация» К. Шепарда). С точки зрения этих ученых, именно данный выделяемый ими фактор является определяющим. Появление новых понятий в рамках Ф. т.— следствие признания роли таких важных сторон материального производства, как техника, промышленность, а в наши дни также конкретных социально-экономических и духовных процессов, связанных с научно-техническим прогрессом. Однако действие этих факторов неправомерно преувеличивается. Современные разновидности Ф. т. своими гносеологическими корнями восходят к неопозитивистскому и вульгарно-материалистическому взглядам на об-во.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 477-478.