Утопия и антиутопия (Фролов, 1991)
УТОПИЯ и АНТИУТОПИЯ (греч и — не, нет и topos — место, буквально— «место, которого не существует»). Утопия — модель определенного вымышленного, но опирающегося на некоторые реальные социальные структуры об-ва как воплощения социального идеала. Вследствие практической неосуществимости такого идеала понятие «утопия» приобрело метафорический характер и стало синонимом любого научно не обоснованного проекта (социального, технического и т. п.). Утопические представления сопутствуют всей истории социальной мысли, начиная с представлений о «золотом веке» древнегреческого поэта Гесиода (8—7 вв. до н. э.). Черты утопизма можно обнаружить в произведениях Платона («Государство»), Августина («О граде божием»), итал. мыслителя 12 в. Иоахима Флорского («Комментарий к Апокалипсису»). Понятие «утопия» ввел Мор. Утопия, с одной стороны, отражает некоторые особенности социального строя, ее порождающего. У. Платона представляла, по словам. Маркса, «афинскую идеализацию египетского кастового строя...» (Т. 23. С. 379). В то же время в рамках утопии наличествует прямая или косвенная критика существующего общества, стремление исправить его недостатки путем реализации иных социально- политических идеалов. Во многом в русле утопии развивался вплоть до середины 19 века социалистический идеал (Утопический социализм). После победы социалистической революции в России понятие «утопия» подверглось переоценке. Появились так называемые антиутопии в виде «романов-предостережений» («Мы» Е. И. Замятина, «1984 год» Дж. Оруэлла, «Этот прекрасный новый мир» О. Хаксли), сатирических притч, научной фантастики (романы А. Азимова, Р. Брэдбери и др.). В антиутопии, как правило, выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчеркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека. В ряде антиутопий эта тенденция сочетается с оправданной тревогой за судьбу личности в современном обществе, с протестом против растущей бюрократизации и манипулирования сознанием и поведением людей, против рационализированной технократической цивилизации. Таким образом, в рамках буржуазного сознания идея У. приходит к своему закономерному логическому самоотрицанию, хотя наряду с пессимистическими А. в нем существуют и мнимооптимистические, технократические У. В то же время У. может до известной степени осуществлять функцию прогнозирования общественных отношений в форме научно-фантастического романа.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 475-476.