Концепция управления (на примере Тямпы)

Способ формирования союзов и коалиций был основан на теоретической модели, пришедшей из Индии, рассматривавшей мир как совокупность кругов друзей и врагов. Каждый царь должен был видеть свою страну как бы центром мишени, окруженный концентрическими «кольцами» (мандала) или ореолами. Всякое действие царя должно быть направлено на то, чтобы расширить свою природную территорию, сражаясь с другими царями или вступая с ними в союз. Вне круга «тямской земли» (бхуми Тямпа) находятся враги, но и с ними всегда возможны сношения. В Тямпе царь царей правит в столице (нагара), на своей собственной территории. Он непосредственно имеет дело с князьями (обычно членами его семьи), управляющими его территорией из нескольких меньших центров (городов — пура). Эти князья подчиняются непосредственно царю царей. Между кругом врагов и этим первым кругом подчиненных находятся другие тямские земли — земли различных кланов, обладающие автономией, которые по собственному выбору могут войти во второй круг подчинения (косвенного) царю царей. Каждая область управляется своим царем, правящим из своей столицы (также именуемой пура — город).

Это чисто теоретическая схема, так как любому царю, видимо, непросто было заставить признать и поддерживать свой верховный авторитет над другими тямскими царями. Но она хороша тем, что представляет идеал, к которому стремилась любая тямская власть, претендовавшая на то, чтобы «излучаться в мир».

Внутри каждого круга есть еще более мелкие деления, обусловленные естественными взаимными распрями: раз у каждого царства есть своя мандала, между ними создается сложный комплекс притяжений и отторжений. Так вырисовывается целая политическая геометрия, которая постепенно и устанавливается. Царь царей — всегда ее центр, воплощенный в исключительно царском пространстве: столице. Многочисленные «царские кольца» со многими государями образуют открытую политическую структуру, так как вполне можно быть царем царей в Тямпе и вместе с тем признавать верховную власть китайского императора или даже вьетского государя, если это оказывается выгодно. Такая система концентрических кругов власти (мандал) — политическая модель индийского происхождения — была приспособлена к социальной, географической и политической реальности Тямпы. Эволюция местной политической системы, вероятно, происходила благодаря индуистским ритуалам, связывавшим царскую власть с божественной. 

Конкретных сведений об управлении отдельными территориями у нас мало. Вокруг городов (пура) находились округа с весьма неустойчивыми границами. Для территориальных единиц употреблялись различные термины. Словом праман, или прамана, видимо, называлась провинция как административная единица. Вишайя означает «территория» в смысле удела или вотчины клана. Виджайя, видимо, синонимично вишайя и употребляется вместе с географическими названиями. Например, местом рождения тямских князей XI—XIII веков называются Ратнабхуми-Виджайя, Турали-Виджайя и Трануи-Виджайя: под ними надо понимать их личные вотчины. В то же время ничто не указывает на то, что прамана (провинция) была более крупной административной единицей, чем вишайя. Территория каждой провинции делилась на волости (грама).

В каждой из этих территориальных единиц была пура — город с четко определенными границами, а также подчиненной ему территорией. Большие известные пуры Тямской страны: Симхапура, Кандарпапура, Вишнупура, Вирапура — точно идентифицируются как центры земель, а стало быть, и власти, того или иного клана. Эти княжества были в разные времена то более, то менее тесной конфедерацией вокруг верховной центральной власти — нагара Тямпа, где правил царь царей.

Использованы материалы кн.: Швейер, А.-В. Древний Вьетнам. М., 2014, с. 65-68.

Понятие: