Янсенизм (Бассине, 2016)
Янсенизм — духовное течение, зародившееся в университетской среде Лувена. Вдохновленное протестантской суровостью и тяготами европейской войны оно на свой лад отвечает чаяниям католических сторонников Контрреформации. Основной концепцией этого течения является пессимистический взгляд на человеческую природу и предопределение свыше: поскольку человек испорчен первородным грехом, Бог из чистого милосердия дарует благодать лишь некоторым, остальные брошены предаваться земным страстям. Незавидный жребий, который опровергают в первую очередь иезуиты, защитники свободной воли и более гуманной веры (молинизм). В сочинении «Августин» (посмертное издание в 1640 году) излагаются главные темы янсенистского движения, а дружба Жана Дювержье де Оранна, аббата Сен-Сирана, с его автором, епископом Ипра Корнелием Янсением (+1638), объясняет быстрое распространение доктрины во Франции. Свое применение она нашла в средоточии совершенства и добродетели: цистерцианском аббатстве Пор-Рояль, руководимом настоятельницей Анжеликой Арно. Очень скоро друзья и покровители — священники, люди светские, отшельники, знатные дамы, — но также и школьники (например, юный Жан Расин) начинают посещать Пор-Рояль парижский и Пор-Рояль- де-Шан (в долине Шеврёза). Однако тонкости, касающиеся раскаяния, благодати и особенно отказа от компромиссов, вызывают враждебность со стороны религиозных и светских властей (начиная с министра Ришелье). В год смерти Сен-Сирана, последовавшей после четырех лет заключения в Венсенском замке, Антуан Арно публикует работу «О частом причастии» (1643). Затем выходят «Письма к провинциалу» (1656-1657) Блеза Паскаля. Луи-Исаак Леметр де Саси во время своего заключения в Бастилии (1666—1668) делает перевод Нового Завета... Твердость перед нападками Ватикана (буллы In eminenti, 1642; Cum occasione, 1653), отправление культа втайне, уклончивость по отношению к требованиям ассамблей духовенства и короля (подписание «Формуляра» с отказом от некоторых позиций, приписываемых Янсению, 1656 г.) — таковы средства защиты, избранные янсенистами, которых некоторые поспешили окрестить сектой. В дальнейшем церковный мир (1668—1700) и галликанский кризис (1682) способствовали распространению янсенистского учения среди духовенства, дворян и буржуа.
Однако в конце своего правления Людовик XIV резко склоняется к позициям ультрамонтанства и не терпит более никаких возражений. В 1709— 1711 годы он приказывает сначала закрыть, а затем и разрушить монастырь Пор-Рояль-де-Шан. В 1673 году король добивается от папы буллы Unigenitus, в которой осуждается сто одно положение из «Нового Завета на французском с моральными размышлениями над каждой строфой» (1693) ораторианца Паскье Кенеля. Таким образом, абсолютный монарх переносит в сферу политики спор изначально сугубо религиозный; отныне янсенизм вызывает симпатию сторонников парламентского правления, а вскоре и простого народа.
Бассине Ж.-Ф. Франция Людовика XIV. Великое время великих людей (1643-1715). Жан-Франсуа Бассине. – М., 2016, с. 192-194.