Галликанство (Бассине, 2016)

ГАЛЛИКАНСТВО. Экклезиология — раздел богословия, изучающий природу и жизнь Церкви — щекотливая тема во Франции, где во второй половине XVII века торжествует монархический абсолютизм. В то время как ультрамонтанская партия признает постоянство декретов, принятых при закрытии Тридентского собора (1563), с целью сохранить единство католической церкви, все чаще раздаются голоса галликанцев, оспаривающих верховный непререкаемый и непогрешимый авторитет папы. Антипапская оппозиция состоит в основном из парламентариев, провозгласивших себя защитниками прав государства, с недоверием изучающих послания и буллы папы. Значительная часть французских прелатов присоединяется к дискуссии: ревниво отстаивая свои соборные прерогативы, они награждают папу почтительным званием primus inter pares («первого среди равных»), но никак не верховного владыки. То же название используют и университетские теологи Франции. Что же касается французского короля, он признает духовную власть святого понтифика, однако отстаивает свое право на независимость в текущих делах королевства (даже в том, что касается церковного имущества и дисциплины). Опираясь на Болонский конкордат (1516), он назначает держателей главных церковных бенефициев, которые жалует папа.

Во время личного правления Людовика XIV отношения Франции с Ватиканом становятся особенно напряженными. В 1662 г. стычка между корсиканскими гвардейцами папы Александра VII и свитой французского посла, герцога де Креки, вызывает гнев молодого короля. Он изгоняет папского нунция, а затем посылает войска занять Авиньон и графство Венессен. Оба домена были возвращены Святому престолу в 1664 г. после того, как Людовик XIV получил официальные извинения, переданные кардиналом Флавио Киджи, легатом и племянником папы. Этот унизительный акт сопровождался возведением в Риме пирамиды в память о «преступлении корсиканцев».

 В 1673 г. начинается дело о королевских регалиях *. Король требует расширения своих прав на получение доходов с пятидесяти южных епархий королевства; отныне он временно получает доходы скончавшихся епископов и распоряжается вакантными бенефициями по своему усмотрению.

Встревоженный сопротивлением двух прелатов — янсенистов (Павийон из Але и Коле из Памье), папа Иннокентий XI опровергает это решение. В ответ король созывает чрезвычайную ассамблею (1681—1682), чтобы заручиться поддержкой французского духовенства. Под председательством архиепископов Парижского (Франсуа де Арле Шанваллон) и Реймсского (Шарль-Морис Летелье) прелаты принимают Декларацию Четырех статей (19 марта 1682 г.), в которой с гордостью перечислены свободы галликанской церкви как в области политики, так и в области богословия. Несмотря на примирительный тон документа, к созданию которого немало усердия приложил епископ из Мо (Боссюэ), ратующий за единство католической церкви, папа декларацию не признал и отныне отказывался признавать французских епископов, назначенных Людовиком XIV. Отмена Нантского эдикта не поколебала решения папы. Другие инциденты (отмена привилегий посольского квартала в Риме, назначение курфюрста Кёльна) также питают вражду двух властителей; возникает даже угроза раскола (1688). Однако после кончины непримиримого папы (1689) обострение постепенно проходит. Окончательное примирение состоится, когда Людовик XIV попросит помощи понтифика для борьбы с духовным инакомыслием в своем королевстве: послание папы с осуждением высказываний Фенелона (1699) и булла Unigenitus (1713). Но если старый король, примиряясь с обстоятельствами, становится на позиции ультрамонтанства (которых в большинстве своем придерживаются иезуиты), некоторые представители светской и религиозной элиты противятся утверждению антиянсенистской буллы. Отныне Луи-Антуан де Ноай, архиепископ Парижский, воплощает защиту галликанских свобод.

Бассине Ж.-Ф. Франция Людовика XIV. Великое время великих людей (1643-1715). Жан-Франсуа Бассине. – М., 2016, с. 194-196.

Примечания:

* Под словом «регалия» (фр. regale) понимается королевское право на получение доходов с вакантных бенефиций. 

Понятие: